12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28748
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Система художественных образов в "Слове о полку Игореве". Русская земля - центральный образ произведения.

Система художественных образов в «Слове…». Русская земля - центральный образ произведения. Урок № 2 Казарцева И.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

«Слово о полку Игореве» - произведение огромной идейной силы, это произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей,” – Д.С. Лихачев.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. В нем воплотились лучшие черты русского народа: любовь к родной земле, стремление к единству и независимости, мужество и бесстрашие в борьбе с врагами.  В основе сюжета поэмы – поход новгород-северского князя Игоря против кочевников, многие годы терзавших Русскую землю. Автор «Слова…» воспевает героизм и мужество русских воинов, самоотверженную любовь к Родине, её величие, красоту и духовную силу. 

Главные герои «Слова о полку Игореве» Главные герои Игорь Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом Всеволод Брат Игоря, участвовавший в походе Святослав Великий князь Киевский, отец Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель Ярославна Жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели

Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Он желает обрести славу на поле боя и приумножить величие и честь полководцев прошлого

Князю Игорю всего 34 года. Он молод и горяч, достоин славы. Автор желает оставить след в истории о князе, он подчеркивает такие его качества: Удаль: «…деянья князя удалого», «…удалого сына Святославовича!». Отвага: «…отважный». Храбрость: «…Святослава храбрые сыны…». Смелость: «…Святославич смелый». Мужество: «…мужество избрал себе опорой…».

Одним из главных героев является Всеволод - младший брат князя Игоря, вместе с ним он отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что в бою забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

Игорь со своим братом Всеволодом отправляются в поход. С самого начала автор погружает читателя в тревожную атмосферу: громко кричат птицы, солнце прячется за тучи, создается атмосфера напряженности. Благодаря храбрости русского войска, первый бой князья выигрывают. А утром происходит внезапная атака половцев. Оба героя оказываются в плену

Автор описывает Всеволода храбрым и яростным воином, который без колебаний рвется в атаку. Его прозвище «бой-тур» и «яр-тур», ведь тур – это дикий бык, огромный и мощный. Всеволод, как этот бесстрашный зверь, пускается в бой первым… Автор восхищается им, но и отмечает и его недостатки: он упрекает его в том, что в пылу битвы герой забывает о семье, друзьях и Родине. Вместо того, чтобы реально оценить свои силы и объединиться с соратниками, герой яростно бросается в атаку и теряет большую часть войска.

Ярославна - жена князя Игоря. В ее образе запечатлен общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость. Она становится олицетворением мудрости, единения с природой, женщиной с великой силой веры в будущее.

Святослав - мудрый и справедливый правитель земли русской. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

Сон Святослава Смысл сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве — столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси — Плесньска. Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни, не-могущества, не-бытия), в которых несут его к морю — символу «того света» и одновременно — месту пребывания половцев, к ним в плен. Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода.

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество.

Автор вкладывает в уста  Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле. Суть «золотого слова» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств, что приводит сильное государство к неминуемой  гибели.

Второстепенные герои «Слова о полку Игореве» Второстепенные герои Боян Мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей Овлур Герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним. Автор Образ великого и талантливого патриота своей земли. Высокообразованный и неординарный человек с широким историческим кругозором. Природа Окружающая природа. В этом произведении природа играет роль одушевленного существа, которое действует в союзе с человеком

Боян – это древнерусский певец, сочинитель песен, жил во второй половине XI века. Его песни связаны с историей XI века. Боян был знаменитым певцом в свое время. Автор «Слова…» называет Бояна «старинным соловьем», то есть певцом из прошлого. Боян жил несколько раньше, чем автор «Слова». В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей. Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи. Боян

«Слово» написано неизвестным автором в 1187 году. На протяжении двух веков со времени публикации «Слова…» выдвигаются гипотезы о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур.

Д.С. Лихачев посвятил «Слову…» несколько исследовательских работ. Он уверен, что автор близок Игорю и Святославу. Доверить свои истории князья могли только человеку из своего окружения. По мнению Д.С. Лихачева, автором «Слова…» мог быть участник похода, попавший с Игорем в плен. Другие считают, что эти сведения получены из устных рассказов об этих событиях. Но кем бы автор не был, он является сильным воином, тонким поэтом, патриотом русской земли.

Овлур (XII век) — крещенный половец, мать его была русской. В 1185 году помог князю Игорю Святославичу Новгород-Северскому бежать из плена и бежал вместе с ним. Упоминается в летописях, является персонажем «Слова о  полку Игореве».

В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль. Она выполняет двойную функцию: с одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора. Таким образом, природа не просто фон, она тесно связана с жизнью героев и их поступками.

Дело в том, что человек тогда еще не отделял себя от природы. Любое природное явление могло вызвать страх, удивление, могло казаться предзнаменованием. Именно поэтому человек старался прислушиваться, приглядываться к природе. В тексте мы находим имена старых языческих богов – Велеса, Даждь-Бога, Стрибога и других. Боян назван внуком Велеса, ветры – Стрибожьими внуками, русский народ – Даждь-Божьим внуком. Автор таким образом напоминает читателю, что «дети природы» должны жить в согласии друг с другом

В эпизоде с солнечным затмением, во все времена считавшимся дурной вестью, сама природа как бы отговаривает Игоря от неразумного решения идти на половцев в одиночку, не попросив помощи у других князей

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают

К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце, Ветер и Днепр помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе»

  Сон в художественном  произведении - литературный прием, иносказание. Сон Святослава вещий, символы, использованные автором для описания сновидения, говорят о том, что Игоря ожидает поражение. «Покрывали черной пеленою», «сыпали жемчуг на полотно» - эти фрагменты предвещают скорую смерть, а колчаны «вражьего изделья» символизируют причину – поражение войска Игоря.

накрывать черной паполомой, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; видеть во сне кровать —плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, особенно мутное, — «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; рассыпающийся жемчуг - символ слез в сновидениях Что снится Святославу? Что указывает на поражение князя Игоря?

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы. Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость. Все эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Олицетворение (очеловечивание) — это один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами. В «Слове…» есть «одушевленные» и «неодушевленные» предметы. «Одушевленные» – это звери и птицы. «Неодушевленные» - элементы природы (реки, деревья, травы, тучи, солнце, земля)

К образам-символам «темного», «страшного», печальных предзнаменований,  относятся, прежде всего, вороны. Они всегда «грают» - громко и зловеще каркают, они «черные». «Поганый половчанин» уподобляется «черному ворону». «Светлые» образы — это кукушка, которая «плачет», уподобляясь русской женщине, плачущей по своему мужу. Ярославна «кукушкой» плачет на крепостной стене; соловьи, чайки, галки, дятлы, черляди, орлы и соколы — тоже являются в «Слове» светлыми образами, выразителями крепкого духа, мира, красоты.

Центральным образом является в «Слове...» земля. Это и почва, которую пашут во время мирного труда; и «Родина» - за которую каждый из дружины Игоря готов «сложить голову». Земля — это и поле сражения. А.М. Васнецов «Родина»

В «Слове...» к земле «клонятся» деревья, «свергаются» с коней мертвые воины, она гудит,  дрожит и стучит. Земля прежде всего очеловечена, она собирает в себе весь образ природы. Существует поговорка: «родная земля помогает». Наверное, поэтому у богатырей было принято носить с собой в поход горсть родной земли.

Центральным образом, главным героем «Слова…» является образ Русской земли. Русская земля для автора символ красоты и богатства: прежде всего русский народ; Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей; о горе всего русского народа после поражения Игоря и о радости всех жителей городов и сел при его возвращении. Войско Игоря Новгород-Северского – это прежде всего «русичи», и, переходя границу Руси, они прощаются не с Новгород-Северским княжеством, а с Русской землей в целом.

Интернет - ресурсы 1 слайд – http://900igr.net/up/datai/106774/0001-002-.jpg – фон слайдов https://lh6.googleusercontent.com/proxy/pTtmbEWLO2KpYfs1yRqZ-l1mERh5u8TOJo_lUOSITQuyuO8FxGzj4EboxOi4qDFQ50zKRnx2ZAGGK6UX6gyKMxzg59klwcMUEkMLRr0yCQCQog=w1200-h630-p-k-no-nu – князь Игорь 2 слайд - http://www.egeteka.ru/upload/medialibrary/21b/21b5995661555437e6486983f8a8edd7.jpg - Д.С. Лихачев 3 слайд - https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1015846063.jpg - обложка книги 5 слайд - https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2013/02/1113.jpg - князь Игорь 6 слайд - https://cdn.nur.kz/images/1120/58e5545363578b22.jpeg?version=1 – князь Игорь 7 слайд - https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b2/00038721-28c0a27f/img17.jpg - Всеволод, брат князя Игоря 8 слайд - https://data12.proshkolu.ru/content/media/pic/std/5000000/4456000/4455677-cfd3314e5a50b4c1.jpg - Игорь и Всеволод 9 слайд - https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkZpCfCQ15_K0YY6G96d53waaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic – Всеволод 10 слайд - https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2019/08/yaroslavna.jpg - Ярославна 11 слайд - https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/00b2/0004e2b1-3ca58c48/img14.jpg - Святослав 13 слайд - http://esu.com.ua/images/galleries-images/17tom/lopatavasilyivanovich/o%20poemi%20slovo%20o%20polku%20igorevim.%201984.%20kolyoroviy%20linorit.jpg – Святослав с князьями 14 слайд - https://fb.ru/misc/i/gallery/12024/2420191.jpg - Святослав 16 слайд - https://i.ytimg.com/vi/ED3NpnBqFjM/maxresdefault.jpg - Боян