12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28663
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 год"

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Ода как жанр героической гражданской лирики Ода – торжественное лирическое стихотворение, прославляющее героическое прошлое, воспевающее величественное в жизни и в природе. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды: оды - рекомендации Требования к оде: “высокий стиль речи”, много церковнославянизмов, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг Оды подразделяются: победно – патриотические торжественные (похвальные) философские духовные анакреонтические

Ода – излюбленный жанр М.В. Ломоносова. Он написал 20 больших торжественных од. Они положили начало заказной поэзии. Идеалом Ломоносова была просвещённая монархия, а идеальным героем – ПетрI

«Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» посвящена Императрице Всероссийской из династии Романовых, младшей дочери Петра I и Екатерины I. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления были обследованы и заселены земли Сибири.

История создания оды В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России

Ода написана четырехстопным ямбом в стиле традиционной одической композиции, восходящей к античному гимну, состоит из 3 частей: Композиция оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России. План поэмы

1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы Вступление Вот как начинает Ломоносов свою знаменитую оду: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сёл, градов ограда, Коль ты прекрасна и красна! - О чём идёт речь? Подберите синоним к слову ТИШИНА. (мир)

Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения.

В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог русского государства.

3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны Основная часть А). Хвала щедротам Елизаветы Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Непременное условие для счастья - Россия должна процветать, но для этого она должна быть ещё просвещённее. Для этого нужно осуществлять преобразования в духе Петра I

В 7 – 11 строфах поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха б). военные заслуги Петра 1 перед народом России; 1. Петр I отвоевал у шведов выход в Балтийское море. Одержал блестящую победу под Полтавой, лишив Карла XII его армии. Флот Петра стал одним из самых сильных в Европе. 2. После победы в Северной войне в Европе стали считаться с Россией, боялись ее возросшей мощи.

В 7 – 11 строфах поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха б). заслуги Петра 1 перед народом России в просвещении; 3. Петровские преобразования затронули просвещение, образование. Открывались новые школы в обеих столицах (навигацкая, артиллерийская, инженерные) , в провинциях – цифирные, горная – на Урале. В 1714 г. Была основана Кунсткамера-первый естественнонаучный музей. С 1702 г. - стала выходить первая печатная газета “Ведомости”, ее могли купить все желающие.

В 7 – 11 строфах поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха б). заслуги Петра 1 перед народом России 4. В 1722 г. Петр I обнародовал “Табель о рангах”, в которой система чинов и порядок продвижения по службе производились за служебные заслуги. 5. Петр I много сделал для развития промышленности. При нем строились металлургические заводы на Урале, текстильные – вокруг Москвы и в Петербурге, Петр I хотел видеть Россию экономически развитой, ни в чем не уступающей Европе.

В 7 – 11 строфах поэт с восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха б). заслуги Петра 1 перед народом России 6. Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. 

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», ее заслуг. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки Основная часть в). богатства, красота России

22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой Ломоносов уделяет большое внимание наукам. Он сам величайший учёный, и надеется, что с восшествием Елизаветы Петровны на престол страна пополнится новыми умами, которых так ожидает «отечество от недр своих". Он пишет, что России нужны ученые, призывает молодежь совершать новые открытия во славу Родины. Аллегория науки Минерва

Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования Заключение М.В. Ломоносов нашел возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

"Ода на день восшествия" – это рассказ о величии, красоте и богатстве России, заслугах Петра I. Призыв к Елизавете продолжить славные дела Петра I во имя могущества России, обращение к юным с призывом развивать таланты, заниматься науками, быть российскими Платонами и Ньютонами.