12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29191
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Анализ II действия комедии

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Общая характеристика. Анализ II действия Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» высмеиваются нравы дворян XIX века. Автор поднимает извечный вопрос разницы взглядов поколений. Главное столкновение происходит между Чацким — представителем нового дворянства — и кругом общения Фамусова, где главное — не личность, а материальное благосостояние и звание

Композиция комедии «Горе от ума» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Экспозиция - действие I, явление 1-5 Завязка - приезд Чацкого, действие I, явление 7 Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2 б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3 3. Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21 4. Развязка- прозрение Софьи, действие IV, явление 12. Монолог Чацкого

Анализ II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

В пьесе Грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение русского народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие 

В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, прогрессивно настроенную, Россию. Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым естественны. Их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. Особенно ярко это можно заметить во втором действии комедии

Второе действие (явление1) комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" начинается с монолога Фамусова, который рассуждает о своих планах на ближайшие дни. Слуга зачитывает Фамусову расписание его дел на неделю вперед. Оказывается, что Павел Афанасьевич невероятно занят: во вторник он зван на обед, в четверг ему нужно ехать на похороны, а в пятницу он должен крестить

Явление второе. Появляется Чацкий. Обеспокоенный отношением к нему Софьи, он расспрашивает Павла Афанасьевича о состоянии его дочери. Фамусова это настораживает: «Скажи, тебе понравилась она? /Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Чацкий: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?». Фамусов советует ему прежде пойти послужить. Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Диалог Фамусова с Чацким - важная часть сюжета. Именно тут зарождается конфликт между ними как представителями «века минувшего» и «века нынешнего». Диалог обнажает непримиримые противоречия между двумя поколениями

Ради того, чтобы определиться, Молчалин или Чацкий будет его зятем, Фамусов говорит с Чацким о жизни и службе. Услышав, что Чацкий не желает служить и уж тем более выслуживать звание унижением и послушанием перед начальством («Служить бы рад, прислуживаться тошно»), Фамусов сразу же категорично делает вывод, что Чацкий не практичен и зятем его не станет. Чацкий произносит свой монолог, размышляя об устаревшем веке Фамусова и нынешнем, прогрессивном веке. Старые взгляды непонятны ему – он хочет «служить делу, а не лицам».

Фамусов упрекает Чацкого в излишней гордости. Он приводит в пример своего дядю, Максима Петровича, который добился высокого положения в обществе и сделал блестящую карьеру благодаря тому, что он умел «подслужиться». Однажды Максим Петрович, служивший при государыне Екатерине, на одном из дворцовых приемов упал. Императрица изволила улыбнуться. Тогда Максим Петрович упал уже нарочно, а затем точно так же и в третий раз. Фамусов считает умение «прислуживать» очень важным для того, чтобы добиться высокого положения. А Чацкий перед государем не стал бы шутом. Он хочет служить не «лицам», а «делу».

Явление 3-4. Слуга сообщает о приходе полковника Скалозуба. Фамусов просит Чацкого при почтенном госте придержать свои суждения. Входит полковник Сергей Сергеевич Скалозуб, которому хозяин очень рад. Павел Афанасьевич пытается поговорить с гостем о родственниках, о его брате, но Скалозуб способен рассуждать только о службе. Фамусов рекомендует Чацкого Скалозубу, сожалея, что тот не служит. Он не замечает, что его похвалы звучат как оскорбление

За годы существующей системы в консервативной среде появился собственный идол, которому поклоняются аристократы — это мундир. Если прежде мундир ассоциировался с великими победами и дворянской честью, то сейчас это способ спрятать за расшитым костюмом малодушие, глупость и незрелость. Замужество за человеком, который имеет высокий военный чин, считается ключом к счастливой семейной жизни. Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в полковнике Скалозубе

Автор сталкивает два мира с появлением полковника Скалозуба. Скалозуб и Фамусов разговаривают о племяннике Скалозуба, который вместо службы стал читать книги. В их разговоре видны нотки ненависти и презрения к людям, для которых служба – не главное в жизни. Чацкий, который тоже раскритикован за нежелание служить, произносит еще один монолог: «А судьи кто?». Он не просто не понимает их – он их презирает, осуждает. Для него все, что происходит в фамусовской Москве – дико и противно

Монолог Чацкого «А судьи кто?» звучит в пятом явлении второго действия. На реплику Фамусова “Не я один, все также осуждают” Чацкий отвечает монологом “А судьи кто?” Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения? Ответ Чацкого отрицательный. Богатые и родовитые аристократы не совершили ничего достойного и не прилагали усилий для того, чтобы играть главную роль в обществе. В лучшем случае они получили своё состояние и титулы по наследству, в худшем случае - «грабительством богаты», при этом защищены от суда родственными и дружескими связями

Чацкий возмущен поколением “отцов”, присвоивших себе право судить других: “Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?” Он ненавидит и презирает “знатных негодяев”, которые грабят свой народ, привыкли за его счет праздно жить в роскоши, использовать родственные связи, менять своих слуг на борзых собак. Он дает предельно резкую и точную оценку их бытия: “Прошедшего житья подлейшие черты”, – и иронично восклицает: “Вот те, которые дожили до седин! / Вот уважать кого должны мы на безлюдье! /Вот наши строгие ценители и судьи!”

В своей речи Чацкий выступает против всей существующей структуры: системы чинов, «кумовства» и авторитетов. Но особое внимание приходится на систему крепостного права. В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем своих слуг на охотничьих собак. Он вспоминает случай, когда аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги. Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Подобное поведение в высших кругах считается нормой и не подвергается осуждению

Следующая важная идея, содержащаяся в речи Чацкого, связана с положением в обществе молодого прогрессивного дворянства. Фамусовская среда стремится всячески задушить и уничтожить всё непохожее и отличающееся от неё. Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами? Ответ для героя очевиден: носитель подобного мышления будет тут же изгнан из общества. Фамусовское общество отвергает новых людей

Монолог Чацкого - идеологическая программа. В нем несогласие с консервативной Москвой во всех сферах жизни: общественно-политической ситуации в стране, национально-патриотической позиции граждан, нравственно-психологическом состоянии молодёжи, духовном развитии нации, общественном мнении, развитии науки и искусства

Явления 6. Чацкий размышляет вслух, высказывая опасение, что у Софьи есть жених. Фамусов пытается выяснить, не связывают ли их со Скалозубом дальние родственные связи (по линии Натальи Николаевны). Скалозуб хвастается своими заслугами. Хозяин дома восхищается Скалозубом из-за того, что тот давно уже стал полковником, хотя служит не так долго. Скалозуб мечтает о чине генерала, который хочет «достать», а не заслужить. Фамусов видит в нем достойного жениха для Софьи. Чацкий возмущен тем, что в фамусовском обществе мундир прикрывает отсутствие ума и нравственности

Явление 7-8. В комнату вбегают встревоженные Софья и Лиза. Софья в панике, беспокоится, что «он убился», теряет сознание. Оказывается, что тревогу девушки вызвало падение Молчалина с лошади. Скалозуб уходит посмотреть, «чем треснулся» неудачливый наездник. Лиза и Чацкий приводят Софью в чувство. Та сердится, что Чацкий помогал ей, а не побежал помогать Молчалину. Чацкий начинает подозревать, что испуг Софьи вызван неравнодушием в Молчалину

Явление 9. Входят Скалозуб и Молчалин с перевязанной рукой. Софья пытается объяснить, почему происшедшее на нее произвело такое впечатление. При этом с Молчалиным она в диалог не вступает. Поведение девушки таково, что вызывает подозрения Чацкого: который же из двух?

Явление 10-12. Софья выражает беспокойство о Молчалине, предлагает позвать доктора. Молчалин отказывается. Лиза и Молчалин призывают Софью вести себя осторожнее, сдерживать чувства. Софья удивляется, чем ей может навредить откровенность, ведь не вызовут же ее на дуэль. Молчалин отвечает, что «злые языки страшнее пистолета». Софья уходит. Молчалин заигрывает с Лизой, говорит, что с Софьей он «по должности». Лизе сулит подарки, если она придет к нему в обед. Только Молчалин выходит, возвращается Софья и велит Лизе позвать в ней Молчалина

Любовь Софьи к Молчалину становится очередным ударом для Чацкого, который понимает, что даже эта девушка смотрит только на обертку человека, и ей совсем не важно, что у человека внутри. Молчалин (говорящая фамилия) только и может, что «прислуживаться», он – достойный преемник Фамусова

Во II действии усложняется любовная линия пьесы. Любовные треугольники: Софья – Чацкий – Молчалин Софья – Молчалин – Лиза Лиза – Петруша – Молчалин Начинает развиваться общественный конфликт: фамусовское общество и Чацкий

Интернет - ресурсы 1 слайд -- https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=913870e299a2b73c7300dd9ca88b9a2d&ref=rim&n=33&w=275&h=150 – коллаж Грибоедов Горе от ума https://wallpaperset.com/w/full/e/2/b/492399.jpg - тон слайдов 2 слайд - https://images.wbstatic.net/big/new/7640000/7644311-1.jpg - обложка книги https://u.9111s.ru/uploads/202012/01/8e1fdc789aeb694eb36e3b7d74ac131a.jpg - конфликт Чацкого и фамусовского общества 4 слайд - https://i02.fotocdn.net/s122/3aef2bebc638b203/public_pin_l/2787132711.jpg - конфликт https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Fyodor_Yasnovsky._Страстной_монастырь.jpg/1024px-Fyodor_Yasnovsky._Страстной_монастырь.jpg - «дом Фамусова», Страстная площадь 5 слайд - https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1130/00097387-49752766/img30.jpg - фамусовское общество 6 слайд - https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1328418/pub_5e667f1b30f32962a25deefc_5e6687211ca61724c162dbc1/scale_1200 - Чацкий и фамусовское общество 7 слайд - https://dslov.ru/img1/1/7960.jpg - Фамусов и Петрушка 8 слайд - https://memblog.ru/wp-content/uploads/famusov2.jpg - Фамусов https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3417386/pub_5fcdb6597e300d7cca186df0_5fcdb6cdc26ad131b66ad756/scale_1200 - Чацкий 9 слайд - https://u.9111s.ru/uploads/202011/15/1987022677d8709562a22d5ea69ef2e2.jpg - Фамусов и Чацкий 10 слайд - https://a4format.ru/photos/421ae1a4.jpg - Максим Петрович 11 слайд - https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_skalozuba_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_opisanie_geroya_v_citatah_1-3.jpg - Скалозуб 12 слайд - https://vseznaykavid.ru/wp-content/uploads/chackij-i-famusovskoe-obshchestvo2.jpg - Скалозуб, Фамусов и Чацкий 13 слайд - https://pinsbar.ru/uploads/2389154417e95d66f6eb1f7fc260e964.jpg - Чацкий 14 слайд - https://magisteria.ru/data/2018/12/id-34-Portretnaya-galereya-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1949-768x1065.jpg - фамусовское общество и Фамусов 15 слайд - https://cccp.fun/wp-content/uploads/2020/07/cccp.fun_gore-ot-uma.jpg - фамусовское общество. Кадр из фильма