12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29278
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Анализ IV действия

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Общая характеристика. Анализ IV действия Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Комедия Грибоедова «Горе от ума» завершается четвёртым действием, роль его велика. Это развязка произведения. Гости после бала начинают разъезжаться. Чацкий тоже. Он понимает, что его надежды не оправдались, и произносит свой последний монолог , пока его лакей ищет кучера «Дом  Фамусова» (Римского – Корсакова)

Композиция комедии «Горе от ума» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Экспозиция - действие I, явление 1-5 Завязка - приезд Чацкого, действие I, явление 7 Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2 б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3 3. Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21 4. Развязка - прозрение Софьи, действие IV, явление 12. Монолог Чацкого

Анализ IV действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

ДЕЙСТВИЕ 4. Действие происходит в парадных сенях дома Фамусова. Гости, недовольные балом, собираются разъехаться по домам. Другие только приезжают.

ЯВЛЕНИЯ 1–2. Первыми уезжают графини Хрюмины (бабушка и внучка), они жалеют, что приехали на бал. А последняя фраза одной из них метко характеризует то, что происходило в доме Фамусова: «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие - то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»

ЯВЛЕНИЯ 1–2. Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи уезжают в числе первых. Горич жалуется жене, что ему вообще не хочется ходить на балы. В это время с крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе.

ЯВЛЕНИЯ 3–9. Вбегает с крыльца Репетилов и начинает без умолку болтать. Он хвастает Чацкому, что порвал со своей прежней разгульной жизнью и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Он еще не знает, что Чацкий «сошел с ума»… Репетилов (от лат. repeto - повторяю) не имеет собственного мнения, склонен повторять чужое

Репетилов на первый взгляд производит мнение образованного человека, он как и Чацкий олицетворяет собой современность. Он рассказывает о том, что вернулся из Английского клуба, но объяснить предназначение этого сообщества он не может. Репетилов не понимает ни о чем там разговаривают, ни какие проблемы решают. Из его «доклада» становится понятно, что он находится там потому, что это в данный момент очень модное заведение. Репетилов с легкостью верит в слухи о сумасшествии своего «товарища». Ведь это мнения большинства, а люди не могут ошибаться!

Явление 10. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Когда все разошлись, Чацкий размышляет о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. В это время появилась Софья со свечкой и окликнула Молчалина, думая, что это внизу он. Чацкий спрятался за колонну

ЯВЛЕНИЕ 11–13. Лиза со свечкой стучится в комнату Молчалина и говорит, что его зовёт барышня. Выходит Молчалин, а Софья затаилась наверху. Молчалин объясняет Лизе, почему он ухаживает за Софьей: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…». «Который кормит и поит, а иногда и чином подарит?» - понимающе подхватывает Лиза. Молчалин, желая очаровать служанку, заливается соловьем: «Мой ангельчик, желал бы вполовину к ней то же чувствовать, что чувствую к тебе»…

Софья несчастна потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Она становится свидетельницей разговора Молчалина со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку. Молчалин, увидев Софью, бросается перед ней на колени, но девушка не слушает его оправданий. Чацкий укоряет Софью, что она его забыла ради такого ничтожного человека

ЯВЛЕНИЯ 14–15 Входит Фамусов со слугами и ругает Софью, что она тут с Чацким, которого сама же назвала безумным. Тот понимает, что слухом о сумасшествии обязан Софье. Разъярённый Фамусов распорядился послать работать на поселение швейцара, который не запер сеней, Лизу определил в птичницы, а Софью решил послать к тётке в Саратов. Чацкому он говорит, что перед ним будут закрыты двери всех московских дворян. Он упрекает и дочь за то, что из-за её поведения будут осуждать и его. Фамусова беспокоит именно то, что будут говорить о нём знатные люди

4- е действие – финал отношений Чацкого и Софьи. Они оба оказываются в сходных ситуациях: обманывается Софья – обманывается Чацкий. В результате и герой, и героиня переживают крах своих идеалов. Чацкий упрекает Софью, что она предпочла его этому низкопоклоннику и дельцу. Он оскорблен, досадует, что приехал сюда, где толпа недостойных людей прославила его безумным. Чацкий говорит, что общаясь с ними, трудно не потерять рассудок и что сейчас же он покинет Москву.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше. А лжец, хитрец - и тут «вывернется»

Человеческие образы, которые создал Грибоедов, типичные для общественно-политической ситуации того времени. Незадолго до того, как декабристы осуществили восстание, фамусовщина ещё занимала прочные позиции, однако было ясно, что подобный уклад жизни обречён на вымирание. Люди, подобные Чацкому, были редкостью, однако именно в них заключалась сила народа. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже почти два века. Современному обществу характерны многие проблемы, которые были присущи и «веку минувшему». Книга раздвигает границы ваших познаний и дополняет их.