12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева29750
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

"Печально я гляжу на наше поколенье..."

«Печально я гляжу на наше поколенье…» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума») Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Стихотворение «Дума» написано в 1838 году. В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого - ни подвигов, ни активной гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Он винил в этом общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Трусость считал причиной рабства, рабство – следствием бездействия. Об этом и написана «Дума».

Настроение общества первой половины 19 в. это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором. После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования. Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

 Поэт рассказывает, в чем он обвиняет людей, и описывает их недостатки: Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», не служили отечеству. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей: они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой. Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Они не наполняют свою жизнь смыслом, просто прожигают жизнь. Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты. Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.

«Печально я гляжу на наше поколенье…» «Богаты мы…» «И жизнь уж нас томит…» В начале поприща мы вянем без борьбы…» Поэт не только обвиняет свое поколение, но будто берет на себя ответственность за его бездеятельность и пустоту, объединяясь с ним. Лучшие люди этого поколения полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением. Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придают стихотворению особую пронзительность и горечь

Михаил Юрьевич Лермонтов приступил к написанию «Думы», когда ему было 24 года. Он находился в ссылке на Кавказе. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшими декабристами, которые поразили поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». Михаил Юрьевич Лермонтов приступил к написанию «Думы», когда ему было 24 года. Он находился в ссылке на Кавказе. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшими декабристами, которые поразили поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна».

В этот период жизни его волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым. Но встреча с декабристами - такой контраст - заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение. В этот период жизни его волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым. Но встреча с декабристами - такой контраст - заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Стихотворение “Дума” жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта. Стихотворение “Дума” жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало

Проблемы произведения поднимаются достаточно важные и актуальные Проблемы произведения поднимаются достаточно важные и актуальные 1. Жизнь современности. Бессмысленное существование без идеалов, целей, стремлений. Поэт с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него. 2. «Проблема отцов». Молодое поколение начинает бездействовать, глядя на опыт отцов. Научившись на ошибках старшего поколения, оно не хочет повторить их снова. Поэтому выбирает другой путь – бездействовать и молчать. Тема – критическая оценка своего поколения, живущего в «бездействии». Идея -призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. 

Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, разочарованного во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя. Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, разочарованного во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя. Да и что они способны оставить? Если у них у самих нет никаких целей и увлечений.

Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего.

Заглавие стихотворения — «Дума». В нем отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь. Заглавие стихотворения — «Дума». В нем отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь. Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.

О чем размышляет поэт в своем стихотворении? В чем трагедия поколения, изображенного в стихотворении «Дума»?

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом. Выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом. Произведение состоит из трех частей: Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они». В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы». В третьей — финальной — звучит тема грядущего Композиция стихотворения

Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха. Композиция стихотворения

Средства выразительности В данном произведении Лермонтов особенно щедр на разнообразные художественные тропы. В тексте присутствуют: эпитеты — рабы «презренные», ум «поздний», плод «тощий», наука «бесплодная»; метафоры – «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «чаша наслажденья»; сравнения – «как пир на празднике чужом», «жизнь томит, как ровный путь без цели»; метонимия – «и к гробу мы спешим», «богаты мы едва из колыбели»; оксюморон – «добросовестный, ребяческий разврат».

Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению. Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.

Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти» Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти» В.Г. Белинский