12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна2242
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.15 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка

Презентация «Зона ближайшего развития»

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ педагог-психолог: Бадыкова А.Г.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ Понятие «Зона ближайшего развития» тесно связано с проблемой соотношения психического развития и обучения. Существует несколько точек зрения по этому вопросу: 1) развитие и обучение – независимые друг от друга процессы (Ж.Пиаже); 2) обучение плетется в «хвосте» развития (Мейман); 3) развитие и обучение тождественны (У. Джеймс, Дж. Уотсон);

Современная педагогика и психология придерживаются точки зрения Л.С. Выготского: Современная педагогика и психология придерживаются точки зрения Л.С. Выготского: «обучение идет впереди развития и ведет его за собой».

РАЗВИТИЕ - «процесс формирования личности, …путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» Л.С. Выготский. Благодаря чему возникают новые специфические для человека качества???

● «внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека»; ● «движущая сила развития». (Л.С.Выготский) ОБУЧЕНИЕ

Почему обучение является движущей силой психического развития? - обучение создает зону ближайшего развития, то есть запускает процессы не количественной, а качественной перестройки психических структур. «один шаг в обучении может дать сто шагов в развитии» . (Л.С. Выготский)

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ■ это то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, а завтра научится делать самостоятельно; ■ «успехи завтрашнего дня» ребенка; ■ это расстояние между уровнем актуального и потенциального развития ребенка.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ♦ «это уровень развития психических процессов ребенка, который сложился в результате уже завершившихся циклов его развития» (Л.С. Выготский); ♦ это уровень обученности ребенка; ♦ успехи и итоги развития ребенка на вчерашний день.

ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ● это возможности ребенка, связанные с имеющимися у него задатками и способностями; ● это тот максимум, которого можно добиться на данном возрастном этапе при идеальном варианте развития конкретного ребенка.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ♦ уровень обучаемости или способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности); ♦ основывается на: - познавательной активности ребенка; - ЗУН ребенка (зона актуального развития); - способностях ребенка (зона потенциального развития).

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ♦ Обучение с учетом ЗБР ведет психическое развитие вперед: - то, что лежит в зоне ближайшего развития в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте. ♦ Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Определение зон потенциального, актуального и ближайшего развития называется нормативной возрастной диагностикой, которая позволяет: ♦ выявить перспективы развития ребенка; ♦ определить его слабые и сильные стороны; ♦ организовать в случае необходимости педагогическое сопровождение; ♦ создать оптимальные условия для прогрессивного развития ребенка; ♦ реализовать индивидуальный подход к обучению ребенка.