12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шемякина Вита Владимировна57
Россия, Московская обл., Ногинск

Методика "Исключения предметов"

Методика «Исключение предметов» Шемякина В.В.

Методика «Исключение предметов» направлена на иссле­дование особенностей мышления человека. Она позволяет установить уровень обобщения, доступный ребенку или взрослому, а также выявить особенности протекания у них процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из че­тырех предъявленных предметов.

Цель: Исследование аналитико-синтетической деятельности ребенка, его умения строить обобщения, выделять существующие признаки. Существует два варианта методики: предметный и словесный.

Наглядная форма предъяв­ления стимулов–предметов, а также возможность дать ответ в форме указания (словесного или двигательного) на «лишний», «неподходящий» к остальным предмет провоцирует испыту­емых на использование конкретных связей–ассоциаций, тогда как правильное решение обычно требует отрыва от наглядного образа и перехода на уровень словесного, более абстрактного обозначения группы предметов.

Суть данной методики проста. Испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый — лишний, его надо исключить.

Ценность методики «Исключение предметов» состоит в том, что с ее помощью можно установить как возрастные возможности процесса обобщения, так и его качественные патологические особенности, к которым относится снижение и искажение уровня обобщения.