12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Людмила Владимировна3561
Работаю учителем обслуживающего труда и технологии 23 года в г.Донецке (Донецкая Народная Республика). Квалиф.категория "Высшая", звание "Старший учитель". Проблема над которой работаю:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда."
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Тема урока: «Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств»

Урок в 5классе

Быстро глазки поднимите, На меня вы посмотрите. Вместе дружно улыбнемся, Вместе дружно посмеемся. Для девчонок звенит звонок, Мы начинаем наш урок!

Тема урока: Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете трудового обучения? 2.Что надо помнить учащимся во время работы? 3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

У окна сидит портной- Он парнишка озорной! Ножницами щелк, щелк, щелк, В своем деле знает толк! Подумайте, что было бы Когда б сказал портной: -Шить платья мне не хочется, Устрою выходной! И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой! Стало быть, так и выходит: Все что мы делаем – нужно Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно!

Как Вы думаете: 1.Из чего изготовлена ваша одежда? 2. Откуда берутся ткани? 3. Какими знаниями должен обладать человек, желающий изготовить швейное изделие?

На уроке вы узнаете: Каким же образом из растений можно получить ткань? Какую часть растения берут для получения тканей? Что влияет на свойства тканей?

1.От чего зависят особенности и качество тканей? 2.От чего зависит выбор ткани? Проблемные вопросы

Страна «Материаловедения»

Швейное материаловедение Записать в тетрадь! изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Текстильные волокна Натуральные Химические растительного происхождения животного происхождения минерального происхождения хлопок лён джут кенаф и др шерсть шелк асбест Классификация текстильных волокон

В мире произрастает 35 видов хлопка (190 цветовых оттенков), но только 4 из них подходят для получения волокон в промышленном масштабе. Сбор урожая хлопка Хлопчатник- кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками. Семена собраны в коробочку. На каждом семени от 7 000 до 15 000 волосков.

Схема получения хлопчатобумажной ткани

Положительные гигроскопичность (хорошо впитывает влагу); воздухопроницаемость; мягкость на ощупь; способность окрашиваться в яркие цвета. Отрицательные сильная сминаемость; усадка; быстро загрязняется. Свойства хлопка

Ткани из хлопка

Схема первичной обработки льна

Растение Лен-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Лен Схема получения льняной ткани

Свойства льна Положительные гигроскопичность (хорошо впитывает влагу); воздухопроницаемость; прочность. Отрицательные жесткость; низкая эластичность; сминаемость; усадка; плохо окрашивается.

Ткани из льна

Конопля Джут Кенаф Юта Волокна названных растений служат для технических целей (мешки, изоляционный материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная ткань(, а также в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели).

Схема изготовления ткани Вклеить в тетрадь!

Вопрос: Какой должна быть логическая цепочка изготовления ткани? Волокна (Сырье ?) НИТИ ТКАНЬ

Чем отличаются ткани из хлопка и льна?

Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей  Льняные ткани: Жёсткие прохладные прочные плохо окрашивается сильно сминаются Хлопчатобумажные ткани: Мягкие лёгкие менее прочные хорошо окрашиваются сминаются

ВОЛОКНО- это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. ПРЯЖА – тонкая нить, полученная путем скручивания волокон. ПРЯДЕНИЕ – процесс получения пряжи. ТКАНЬ – это материал, который получают на ткацком станке путем переплетения двух систем нитей. ТКАЧЕСТВО – процесс получения ткани. НИТИ ОСНОВЫ – это нити, идущие вдоль ткани. НИТИ УТКА – это нити, идущие поперек ткани. Основные понятия Записать в тетрадь!

Инструктаж перед выполнением лабораторно- практической работой -Соблюдайте технологическую дисциплины, порядка на рабочем месте , требования личной гигиены -Бережно относитесь к инструментам -Выполняйте только работу, порученную учителем -Выполняйте работу в указанной последовательности -Не допускайте захламленности рабочего места -Не отвлекайтесь во время работы, пользуйтесь правильными приемами работы -В случае травм, немедленно сообщите учителю -После окончания работы аккуратно сложите материалы , инструменты и сообщите учителю о выполнении работы

Исследование хлопчатобумажных и льняных тканей Записать! 3.Вклеить образцы в тетрадь лицевой стороной вверх. Подписать . 1.Провести исследование образцов ткани. Определить образцы хлопчатобумажной и льняной тканей. 2.Определить лицевую сторону образцов ткани. Лабораторно- практическая работа

Проблемные вопросы: 1.От чего зависят особенности и качество тканей? Ответ: Особенности и качество тканей зависит от особенностей волокон, из которых они изготовлены. 2.От чего зависит выбор ткани? Ответ: Выбор ткани зависит от назначения изделия

Игра «Блеф-клуб»   Определите истинные и ложные утверждения 1.Волокна растительного происхождения получают из крапивы. 2. Изнаночная сторона ткани имеет ворсинки. 3.Процесс получения ткани из пряжи, называется прядением.  4.Материаловедение изучает устройство швейной машины.  5. Ткани из хлопка более жёсткие и прохладные 6.Ткань изготавливают на швейной фабрике.

Били меня, колотили, Во все чины производили, На престол царем посадили… Пушист, да не пух, И бел, да не снег, На поле растёт Замечательный мех. Загадки Цвет-цветочек в сыру землю зашёл,  Синю шапку нашёл.  Из земли вырастал — Весь мир одевал.

ПОЛЕ ЧУДЕС Тема: «Материаловедение»

Ребята! Предлагаю вам игру «Поле чудес». Она состоит из трех туров. После трех туров - главная игра (финал). Специально для вас включены рекламные паузы. Отвечайте на предложенные вопросы и проверяйте свои знания по разделу «материаловедение». Желаю удачи!

I ТУР РАСТЕНИЕ, ИЗ КОТОРОГО ПОЛУЧАЮТ ВОЛОКНО А П Х Ч Л Т О К Н А Ж Е Д Г В Б Х С Т У Ф Р П О Н М Л К И З Э Ъ Ч Ь Ы Щ Ш Ц Я Ю Есть такая буква Нет такой буквы РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА ДОСРОЧНЫЙ ОТВЕТ И Й Ё

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА Вот чудеса бывают, ребята: Выросла в поле белая вата. Вату колхозом всем убирали. Срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: Мальчишкам – штанишки, Девчонкам – халат!

II ТУР ТКАЦКИЙ РИСУНОК Л Е Р Т Е Е Е Н А Ж Е Д Г В Б Х С Т У Ф Р П О Н М Л К И З Э Ъ Ч Ь Ы Щ Ш Ц Я Ю Есть такая буква Нет такой буквы И П П Е РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА ДОСРОЧНЫЙ ОТВЕТ Ё Й

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА ПРОСТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

III ТУР МАСТЕРИЦА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТКАНИ А Х Ч Т К А А Ж Е Д Г В Б Х С Т У Ф Р П О Н М Л К И З Э Ъ Ч Ь Ы Щ Ш Ц Я Ю Есть такая буква Нет такой буквы РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА ДОСРОЧНЫЙ ОТВЕТ И Й Ё

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА Ткачиха - работница, занимающаяся изготовлением ткани на ткацком станке

ФИНАЛ СВОЙСТВО ТКАНИ Н К С Ь П Р Ч А Ж Е Д Г В Б Х С Т У Ф Р П О Н М Л К И З Э Ъ Ч Ь Ы Щ Ш Ц Я Ю Есть такая буква Нет такой буквы И Г О И ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ !!! ДОСРОЧНЫЙ ОТВЕТ Г О С Т О Ё Й

Наш закончился урок – Вместе подведём итог: Материалы - хлопок, лён Хороши со всех сторон! Всем спасибо говорю От души благодарю!

Домашнее задание Повторить основные понятия Творческое задание: Подобрать образцы изученных тканей и оформить в тетради Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и удивить.