12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Оксана Васильевна1273
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Составила: учитель-логопед ВКК ГБДОУ №86 комбинированного вида Красногвардейского района Шпак Оксана Васильевна

ДЫХАНИЕ - это сила, без которой голос не зазвучит.

Речевое дыхание и отличие его от физиологического дыхания Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи (см. табл.). Физиологическое дыхание Речевое дыхание Фазы: вдох — выдох — пауза. Фазы: вдох — пауза — выдох. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. Назначение: осуществление газового обмена. Назначение: основа голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики. Вдох и выдох через нос. Вдох и выдох через рот. Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5). Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая. В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. Основные различия физиологического и речевого дыхания

Формирование речевого дыхания 1 этап Формирование неречевого дыхания: формирование длительного выдоха у детей (с 2-х до 4-х лет) 2 этап Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей (с 4-5 лет, так как именно к этому возрасту организм «созревает» для саморегуляции и самоконтроля) 3 этап Формирование речевого дыхания, обеспечивающее ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность и правильность речи (с 5 лет)

Схема-памятка: 1. Подумай, что ты хочешь сказать. 2. Сделай вдох носом и начинай говорить на выдохе. 3. Говори медленно.

Упражнения для развития дыхания

Сдуй все листочки (нажми на листок, чтобы он улетел)

Сдуй все воздушные шарики (нажми на шарик, чтобы он улетел)

Сдуй все пёрышки (нажми на пёрышко, чтобы оно улетело)

Сдуй все пузырики (нажми на пузырь, чтобы он улетел)

Задуй все свечки (нажми на свечку, чтобы пламя потухло)

Конструирование моделей из ЛЕГО-кубиков «Забей гол в ворота» «Мельница» «Лабиринты»

«Покачай игрушку», «Надуй шарик»

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Звуковая ниточка (дорожка)  Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука. Описание упражнения.  Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо  гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук. Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд). В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.  

Начинать и завершать комплекс гимнастических упражнений можно ходьбой. При этом дыхание должно быть ритмичным, с полными вдохами через нос. Начинать и завершать комплекс гимнастических упражнений можно ходьбой. При этом дыхание должно быть ритмичным, с полными вдохами через нос. Ребенка просят ходить на носочках (одновременно вытягивая руки вверх), на пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы. Обязательно нужно следить за осанкой, чтобы плечи были опущены и отведены назад, лопатки сближены. Такое положение разворачивает грудную клетку и заставляет диафрагму активно участвовать в дыхании.

Курочки спят - ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. Курочки спят - ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. Курочки хлопают крыльями - ребенок должен похлопывать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах». После этого поднимаем вверх руки и делаем глубокий вдох. ТАХ-ТАХ-ТАХ

Вдох делается через нос, стоя , голова прямо. Вдох делается через нос, стоя , голова прямо. Сильный выдох осуществляется через сложенные трубочкой губы. При этом на каждый выдох лицо поворачивается в сторону, поднимается вверх или направляется вниз. Эти движения чередуются с вращением руками, когда малыша просят разогнать тучи. Повторить 12 раз.

На вдохе руки поднять над головой и сложить их, будто держа топор. На вдохе руки поднять над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опускаются вниз между ног, тело при этом наклоняется. Ребенок будто-бы рубит бревно, говоря на выдохе «бах». БАХ

Слегка присев и сделав при этом вдох, нужно прыгнуть вперед, будто бы на другую болотную кочку. Слегка присев и сделав при этом вдох, нужно прыгнуть вперед, будто бы на другую болотную кочку. Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть. КВА-А

Исходное положение: сидя, одна рука на груди, другая – на животе. Исходное положение: сидя, одна рука на груди, другая – на животе. Вдох и на выдохе дополнительно произносить «ф-ф-ф», изображая выход пара. Ф-Ф-Ф

Ручки поднимаем – звуки распеваем  Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков.   Описание упражнения. После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У». В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.

Звуковая зарядка  Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков. Описание упражнения. Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».  

Слоговая зарядка  Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах. Описание упражнения. Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.  • Во время движения рук из нижнего положения в положение « в стороны» - произносится слог ГА. • При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.  • При движении рук из положения «вверх» в положение « в стороны» проговаривается слог ГУ,  • Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ. В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:  СА-СО-СУ-СЫ; ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;  ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги: ША-ШО-ШУ-ШИ; ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ; ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ; ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р». С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги), полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как МНА-МНО-МНУ-МНЫ; ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ; СТА-СТО-СТУ-СТЫ.

Назови по порядку  Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.  Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев. Описание упражнения Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять……» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.   Выставка  Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.  Формирование слитности произнесения, расширение словаря. Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам. Описание упражнения Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам. Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы ребенок отрабатывал мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказал мягко, медленно - экономично расходуя воздух.  

Удлини фразу (для детей с 5-ти лет) Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов.   Оборудование: сюжетная картина, например, «Снег идет».   Описание упражнения Педагог показывает детям картину и предлагает придумать по ней рассказ. Взрослый говорит, что начнет рассказ о зиме, а детей просит его продолжить, добавляя к последней фразе по одному слову. Педагог говорит: «Пришла зима. Падает снег. И, обращаясь к детям, задает вопросы: -Как падает снег? Примерный вариант ответа: (Тихо падает снег). -Какой снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый снег». - А еще как можно сказать про снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый пушистый снег». Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег.  Комментарий: рассказ может быть придуман на любую тему. А в качестве картины, по которой составляется нарастающая фраза, берется любая видовая или сюжетная картинка. Вот примеры других рассказов из одной фразы:  Ах!  Ах, красиво! Ах, как красиво! Ах, как красиво в лесу! Ах, как красиво в осеннем лесу! ИЛИ Мальчик рисует. Мальчик рисует дом. Мальчик рисует большой дом. Мальчик карандашом рисует большой дом. Мальчик красным карандашом рисует большой дом.  ИЛИ Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Мальчик рисует. Мальчик рисует дом. Мальчик рисует большой дом. Мальчик карандашом рисует большой дом. Мальчик красным карандашом рисует большой дом

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»