12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Непомнящих Надежда Николаевна1005
Работаю учителем английского языка в школе-интернат №23 ОАО "РЖД".
Россия, Иркутская обл., Слюдянка

Внедрение обновленных ФГОС: проблемы, вопросы, перспективы

Внедрение обновленных ФГОС: проблемы, вопросы, перспективы

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Виды ФГОС: Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт: ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования (1–4 классы), ФГОС основного общего образования (5–9 классы), ФГОС среднего общего образования (10–11 классы). Есть ещё федеральные государственные образовательные стандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры, а также ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Всего 12 видов. Познакомиться с каждым из них можно на сайте fgos.ru.

Три поколения стандартов - акцент на предметное содержание. - акцент на развитие УУД; - внимание проектной и внеучебной деятельности. - конкретизированные требования к предметным результатам; - акцент на личностное развитие; - вариативность содержания; - единство учебной и воспитательной деятельности. 2004 г. 2009 г. 2021 г.

Нормативные документы

Уровни образования

Статья 12. Образовательные программы. 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ не было. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программы. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п.6 ФГОС НОО, п.5 ФГОС ООО). Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО и ООО

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Требований было меньше. Требования уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным и предметным. Добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п.9 ФГОС НОО, п.8 ФГОС ООО). Требования к результатам освоения программ

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов. Теперь изучение родного (русского) и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО). Изучение родного (русского) и второго иностранного языка на уровне ООО

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало ФГОС НОО: 2904 – минимум; 3345 – максимум. ФГОС ООО: 5267 – минимум; 6020 – максимум. ФГОС НОО: 2954 – минимум; 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО). ФГОС ООО: 5058 – минимум; 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО). Объем часов аудиторной нагрузки

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало 1350 часов 1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО) Объем внеурочной деятельности

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Настолько подробных норм не было. Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить авторизированным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за её пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО). Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы. Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО). Деление учеников на группы

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой. Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО). Оснащение кабинетов

Изменения в работе школы с введением новых ФГОС Как было Как стало 1 Описание особенностей воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса в Организации 2 Цель и задачи воспитания обучающихся Без изменений 3 Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей 4 Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Корректировка структуры рабочей программы воспитания

Требования к рабочим программам Предметная область Рабочие программы учебных курсов Рабочие программы учебных модулей Рабочая программа учебного предмета

Требования к рабочим программам Предметная область: Иностранные языки Рабочая программа ООО Иностранный (английский) язык (5-9 классы) Рабочая программа учебного предмета: Иностранный (англ.) язык 5 класс Рабочая программа учебного предмета: Иностранный (англ.) язык 6 класс Рабочая программа учебного предмета: Иностранный (англ.) язык 7 класс Рабочая программа учебного предмета: Иностранный (англ.) язык 8 класс Рабочая программа учебного предмета: Иностранный (англ.) язык 9 класс Рабочая программа учебного курса: Деловой английский

структура рабочей программы Элементы Рабочей программы Содержание элементов Рабочей программы Титульный лист полное наименование ОУ; грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы; название учебного предмета, для изучения которого написана программа, с указанием типа программы; (название учебного курса (модуля); указание класса, где реализуется Рабочая программа; фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы; название населенного пункта; год разработки Рабочей программы.

структура рабочей программы Элементы Рабочей программы Содержание элементов рабочей программы 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса, модуля) - личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета (курса, модуля) в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Содержание учебного предмета (курса, модуля) - структурированное по темам (разделам) содержание учебного материала с указанием отведенного на них количества академических часов. 3. Тематическое планирование - перечень тем и последовательность их изучения с учетом инвариантного модуля рабочей программы воспитания Лицея № 36 «Школьный урок»; - количество часов, отводимых на освоение каждой темы, электронные (цифровые) образовательные ресурсы; - для курсов внеурочной деятельности в тематическом планировании появилась графа «Форма проведения занятия» (практика, экскурсия, поход, конференция, диспут и т.п.).