12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куджаев Куджа Тахмезович22

Мастер класс по химии на тему "Методы рефлексии на уроках химии в условиях ФГОС"

Мастер-класс Реализация методики рефлективного обучения на уроках химии в условиях ФГОС

–А.Эйнштейн «Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!»

Формирование рефлексивных умений на уроках химии Последнее время много уделяют внимания понятию «Рефлексия». В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, учителя прописывают этот этап в технологических картах уроков. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Рефлексия помогает учителю контролировать класс, в ходе урока видеть, что было понято, а над чем еще необходимо поработать. Молодым педагогам может показаться, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Но более старшие педагоги знают, что есть другое слово «Самооценка». «Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников» ,но ведь это и есть самооценка, т.е. ребенок сам себя оценивает, что он понял, что он знал до этого, что еще хотел бы узнать.

01. ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Она проводится для того, чтобы ребенок понимал:

Рефлексия Существуют разные виды рефлексии на разных этапах урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Но урок ограничен временными рамками и планом. Использование же рефлексии во внеурочной деятельности более разнообразно и интересно.

По содержанию: символическая (устная и письменная) Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Часто используется в конце урока или занятия и в упрощенном виде- в виде разноцветных смайликов, цветочков, листочков и т.д.

По форме деятельности: -коллективная, -групповая, -фронтальная, -индивидуальная

По цели: - Эмоциональная Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

По цели: Чаще всего используются приемы: - Лесенка успеха. - Дерево успеха. - Рефлексия деятельности - Рефлексия содержания материала На доске можно вывести слайд, где указаны варианты « Продолжи предложение» (Можно использовать в виде анкеты): сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д.

Но как в любом методе, существуют плюсы и минусы. Плюсы мы уже упоминали, а минусы: 1 минус Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя эффективно. Но учитель должен использовать их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. 2 минус Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей.

Основными приемами рефлексии, используемыми на уроках химии, являются: 1. Рефлексивный полилог: Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно…

2. Вариантом рефлексии может стать написание мини – сочинения на возможные темы: Я - в уроке, урок - во мне, Мое участие, Мой вклад в урок, Значение урока для меня, Мои мысли о своем участии в деле, Как я оцениваю результаты мероприятия, Что мне дал этот урок, Что бы я сделал по-другому если повторить урок» и т.д.

3. Ключевое слово 3. Ключевое слово С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.

4. Зарядка 4. Зарядка - оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. 5. Анкета-газета оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д. 6. Цепочка пожеланий - предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

7. Рефлективная мишень ? ? ? ?

8. Плюс – минус - интересно - это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф: + - Интересно

9. Анкетирование - на этапе рефлексии в ходе урока можно использовать анкеты: ученик ученик ученик ученик