12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панов Егор Игоревич13937
Работаю преподавателем в Усть-Илимском филиале Иркутского энергетического колледжа с 2012 года. Преподаваемые дисциплины: Биология, Химия, ОБЖ, Астрономия
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск

Традиции и обычаи коренных народов Иркутской области

Традиции и обычаи коренных народов Иркутской области Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов

Цель мероприятия Познакомить обучающихся с традициями и обычаями коренных народов Иркутской области

Начало мероприятия Звучит гимн Российской Федерации

Сколько национальностей живет в Иркутской области? https://www.youtube.com/watch?v=R_EEGnTVdLU

Традиции и обычаи Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одной национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. До освоения же Восточной Сибири русскими казаками эти территории принадлежали исключительно малым народностям Севера – бурятам, эвенкам, и тофаларам.

Традиции и обычаи Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири – на ее территории проживает около 140 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны. И хотя почти 90% населения Иркутской области составляют русские, малые народности области до сих пор играют важную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание.

Буряты Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет 3,3% от общего количества населения области. Бурятия раскинулась в прекрасных местах среди холмов, просторных степей, а главное – рядом с известным Байкалом. Неудивительно, что местные с особой любовью и трепетом относятся к малой родине — к каждой вершине, деревцу, валуну.

Буряты Такое отношение уходит корнями в шаманизм, царивший здесь многие века до прихода буддизма и христианства. Люди верили, что у любого природного явления, места, леса, реки есть свой дух, который их охраняет. Привычка поклоняться памятным местам и украшать их осталась: пересекая просторы Забайкалья, можно встретить причудливые столбики, на которых колышутся привязанные ленточки из разноцветных лоскутов ткани.

Буряты Столбы, изготовленные из дерева или камня, называются «сэргэ», а ленты для украшения – «залаа». При каждом дуновении ветра залаа развеваются, и просьбы людей о счастье, богатстве, излечении исполняются. Места, где стоят столбы, считают священными и именуют как «барисан». Здесь нельзя шуметь, мусорить, курить, зажигать костер, сквернословить и даже допускать нечистые мысли.

Буряты Традиционные бурятские праздники, такие как Сагаалган, Восточный Новый год, и Сурхарбан отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей.

Бурятская сказка

Сувениры из рога – старинные традиции

Гутал: национальная обувь своими руками

Достояние республики: Гобелены из конского волоса

Одежда для полярного круга

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа) Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Эвенки Эвенки сегодня занимают в Иркутской области около 0,05% от общего количества населения –1272 человека. Эвенкийский шаманизм отличается высокоразвитым политеизмом (многобожием) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

Эвенки Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья и благополучия, отвращения беды. Эвенки поклоняются духам, следуют эвенкийским заповедям Иты.

Кто дал птицам песни Эвенкийские сказки Это было давно. Тогда на нашей земле птицы еще не умели петь, а только кричали и разговаривали человеческим языком. Только один ворон думал, что он умет петь. Кричал: "Кар! Кар! Кар!" — и всем говорил, что его так петь научили люди. Однажды на своем суглане птицы решили просить Хэвэки, чтобы он дал им песни. Пришли к Хэвэки и говорят: — Мы тоже хотим петь. Вон как Северное сияние хорошо поет. Мы так же хотим петь.

Кто дал птицам песни Эвенкийские сказки Подумал Хэвэки и говорит: — Я одинаковые песни дать не могу. Вы возьмите песни у Северного сияния. Его ночью люди не слушают. Все спят, когда оно поет. А вы дайте Северному сиянию часть своего оперенья. Птицы полетели к Северному сиянию и попросили дать им песни, а себе взять их оперенье.

Кто дал птицам песни Эвенкийские сказки Обрадовалось Северное сияние, взяло у птиц самые разные перья, а птицам отдало свои песни. С того дня Северное сияние по ночам разными цветами играет, а Птицы самые разные песни поют. Никого не обидел Хэвэки. И человеку от этого хорошо. Радуется он, когда на Северное сияние смотрит и песни птиц слушает. А ворон завидует и от злости еще громче каркает.

«Кто перетянет» (тангматкан) В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

Голендры Потомки немцев, переселившихся в Сибирь, живущие в деревнях Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник в Заларинском районе. У них до сих пор особый «европейский» быт и язык — причудливое сочетание немецкого, польского белорусского и украинского.

Тофалары Самой малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются тофалары (тофы) – на территории Нижнеудинского района, где и проживают тофы, насчитывается всего 678 представителей народности, что составляет 0,03% от общего количества населения области. А в горах Восточного Саяна у границы с Тувой близ Нижнеудинск в посёлках Алыглжер, Верхняя Гутара и Нерха живут тофалары или тофы, которых осталось не более 700 человек.

Тофалары Они живут очень обособленно и величают себя коренными жителями этих мест. Также здесь есть поселения староверов и старожилов — потомков самых первых переселенцев в эти края в 17-18 вв. Тофалары сохраняют высокий уровень этнического самосознания, передавая из поколения в поколения традиционные легенды, сказки и песни.

Народное творчество Основным материалом для изготовления посуды служили дерево и береста. Кроме того, тофы мастерили туеса, которые использовались в быту  для длительного хранения продуктов. Сделаны они довольно грубо, украшали лишь стыки геометрических форм в нижней и верхней части. Ложки и ковши вырезались из капа березы, их красили отваром березовой коры. Охотничьи ножи делались из привозной стали, рукоять из бересты слоями поперек, ножны — из меха оленя с бумажным вкладышем. Для пристяжки к поясу изготовлялся кожаный ремень.

Подведение итогов Мероприятие завершается чаепитием с традиционными сладостями