12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Елена Сергеевна263
Работаю учителем-логопедом
Россия, Владимирская обл., Владимир

Особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом их гендерной принадлежности

«Особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом их гендерной принадлежности» Подготовил учитель-логопед МБДОУ г. Владимира «Детский сад №48» Осипова Е.С.

Логопедическое воздействие на дошкольников опирается на 7 специальных принципов, которые включают гендерный подход к коррекционно-развивающей работе: Принцип систематичности. Принцип поэтапного формирования умственной деятельности. Принцип развития, т.е. учет зоны ближайшего развития. Этиопатогенетический принцип. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Принцип дифференцированного подхода.

Сравнительный анализ развития речи . Особенности речи девочек Более раннее начало речи. Быстро растет словарь слов, особенно обозначающий предметы; Относительно поздно формируется фразовая речь, зато стараются грамматический говорить правильно, «как взрослые». Характеризуется преобладанием аффективного компонента. Большая экспрессивность и выраженная невысокая логичность. Активная речевая деятельность основана на инициативных высказываниях. Речевая активность в значительной   степени увеличивается при переходе в старший дошкольный возраст. Активно овладевают базовыми структурами языка, но в меньшей грамматическими категориями, не ориентированы на сложные грамматические операции. Особенности речи мальчиков Более позднее, в сравнении с  девочками, начало речи. Прежде всего формируется словарь названий действий. Относительно рано формируется фразовая речь, речь отличается динамичностью и носит объяснительный характер, но недостаточно соответствует нормам использования лексических единиц (говорят «на своем языке»). Больше выражены когнитивный и  мыслительный компоненты, Выраженная инструментальность и  низкая эмоциональность. В большей степени реактивна, опосредована речевыми актами взрослого. Речевая активность увеличивается к  концу дошкольного периода развития. Оперируют в речи сложными грамматическими категориями, не уделяя должного внимания лексическому уровню языка.

Сравнительный анализ развития речи К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и  обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Рассказы девочек содержат больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В большей степени проявляется «горизонтальная» траектория, связанная с овладением речевого развития, основанная на активном использовании языковых структур. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков характеризуются большей динамичностью и  информированностью. Больше характерна «вертикальная» траектория, связанная с овладением сложными грамматическими категориями.

Принципы организации работы с детьми с учётом гендерного подхода. для мальчиков: • быстрый темп подачи материала; • высокая двигательная активность; • поисковая деятельность; • элементы соревновательности; • большое количество логических заданий; • подход к формированию правил через практические действия; • объяснение материала и инструкция к заданиям должны быть чёткими и немногословными.

Принципы организации работы с детьми с учётом гендерного подхода. для девочек: • невысокий темп подачи материала; • использование красочного материала с предпочтением красного спектра; • при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; • эмоционально окрашенная подача материала; • увеличение количества повторений пройденного материала; • подача материала от частного к общему; • подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Подбор материала для логопедической работы с учетом гендерной принадлежности: Для мальчиков Для девочек Звукопроизношение: игры «Сыщики», «Хоккей»; Лексико-грамматический строй речи: игры «Оденем мальчика», «Поиграем в магазин»; Фонематическое восприятие: «Схватка с зубастым Звукоедом»; Дыхательные и артикуляционные упражнения: «Парусная регата», «Автомат». Звукопроизношение: «Пчелка на лугу», «Предложения по цепочке»; Лексико-грамматический строй речи: «Оденем девочку», «Поиграем в магазин»; Фонематическое восприятие: «Звук потерялся»; Дыхательные и артикуляционные упражнения: «На пруду», «Дятел».