12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова Анжелика Ивановна80
Россия, Челябинская обл., Миасс

Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников

Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников 2021 год Подготовила студентка ЗФ 406-102-5-2 Некрасова Анжелика Ивановна

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Причины речевой патологии у детей с ДЦП: Наличие разной степени тяжести органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга, принимающих участие в обеспечении речевых функций. Вторичное недоразвитие или замедленное «созревание» у таких детей премоторно-лобных и теменно-височных корковых структур, нарушениями темпа и характера образования зрительно-слуховых и зрительно-моторных нервных связей В связи с этим у детей с церебральным параличом могут наблюдаться практически любые из известных в логопедии речевых расстройств.

В зависимости от локализации поражения головного мозга выделяют несколько типов церебрального паралича Мышечный гипертонус (спастический тип) связан с поражением коры больших полушарий Непроизвольные движения (дискинетический тип) связаны с поражением базальных ганглиев Нарушение баланса и координации (атаксический тип) связаны с поражением мозжечка Комбинированный тип обусловлен множественными поражениями головного мозга

Речевые расстройства при спастическом типе церебрального паралича При спастическом сокращении мышц голосового аппарата в некоторых случаях полностью исключается возможность их вибрации, в результате чего затрудняется процесс образования звонких согласных и они заменяются глухими. У 80% фразовая речь полностью отсутствует даже после достижения ими четырехлетнего возраста. По мере сокращения числа охваченных патологическим спастическим процессом конечностей у больного, были менее выражены у него и явления отставания в формировании функции речи. При этом поражение верхних конечностей у больных ДЦП было более тесно связано с тяжестью речевых расстройств. И, наоборот, при нижней спастической диплегии задержки формирования речевых функций у больного были менее выражены. Различные клинические формы дизартрии наиболее часто обнаруживались у больных со спастическими парезами и плегиями. Так, у больных со спастическим тетрапарезом наиболее часто встречались псевдобульбарная (31%), стертая (22%), бульварная (10%) и корковая (2%) дизартрии. Для таких детей свойственны нарушения экспрессивной речи. В одних случаях у них в основном страдало формирование слоговой структуры слова, когда дети испытывали определенные трудности в переключении с одного слова на другое, в других преобладало недоразвитие навыков правильной артикуляции.

Речевые расстройства при дискинетичеком типе церебрального паралича Речевые нарушения в виде дискинетической дизартрии: речь невнятна, замедленна, невыразительна; все дети развивались с задержкой доречевого и речевого развития. Из-за гиперкинезов языка, лицевой мускулатуры у большинства детей отмечался положительный «симптом глаз и языка» (неспособность больного одновременно удерживать глаза закрытыми, а язык высунутым). В исследуемой группе в большинстве случаев отмечались непроизвольное высовывания языка у детей с ДЦП. Обычно слова произносятся медленно, не совсем внятно, с нарушением артикуляции. В большинстве случаев нарушена речь в связи с поражением щечно-глоточно-гортанных мышц, иногда в сочетании с потерей слуха. Очень часто потенциальные возможности голосообразования у ребенка значительно выше, чем он их использует в своей речи. Разборчивость зависит от управления дыхательными движениями, от возможности обеспечить силу голоса в речи. Хорошо озвученная речь воспринимается слушателем как понятная. Даже при наличии многих дефектов фонетического строя корковых расстройств обычно не наблюдается, страдает лишь техника письма и чтения. Голос непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий, но чаще интонированный.

Речевые расстройства при атаксичеком типе церебрального паралича Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии. Голос вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру, при тонических нарушениях - сдавленный, напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце, снижающийся к нулевой амплитуде голосовых модуляций к концу синтагматического отрезка. Выраженная асинхрония между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерным симптомом является грубое нарушение просодического компонента, особенно темпоритмической организации речи(проявляется в скандированной речи). В произношении в первую очередь нарушены звуки, требующие тонких дифференцированных, координированных движений языка (шипящие, свистящие, соноры) и звуки, требующие достаточных мышечных усилий (смычные, взрывные). Такие звуки или вообще пропускаются, или заменяются более легкими. Иногда при этой форме в силу гипотонии мышц мягкого неба может возникнуть носовой оттенок речи той или иной степени выраженности. Дети при речи, как правило, в напряженной позе, говорят с видимым усилием, речь сопровождается вазомоторными реакциями, вегетативными проявлениями. Дети очень быстро устают от собственной речи и начинают от нее воздерживаться.

Речевые расстройства при комбинированном типе церебрального паралича У детей с церебральными параличами часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной – гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре. Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.