12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудая Марина146
Россия, Алтайский край, с.Кулунда

Урок-дискуссия

Рудая Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кулундинская СОШ №1 Дискуссия как прием развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Признаки дискуссии: работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников; соответствующая организация места и времени работы; процесс общения протекает как взаимодействие участников; взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств; направленность на достижение учебных целей.

Формы дискуссии: Круглый стол  Заседание экспертной группы Форум Мозговой штурм Симпозиум Дебаты  Судебное заседание Перекрестная дискуссия Учебный спор-диалог.

Правила дискуссии: 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. 3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен. 4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. 5. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы. 6. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: Без опоры на литературный текст. Пример: «Что значит быть счастливым?» (8 класс) Вопросы: Что такое счастье? Можно ли быть счастливым без любви? Права ли пословица «Стерпится – слюбится»?

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 2. С опорой на литературный текст. Примеры: 5 класс: «Чернавка – это положительный или отрицательный образ?» 6 класс: «Как сложилась судьба Владимира Дубровского и Марии Троекуровой»?

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 2. С опорой на литературный текст. Пример: суд над литературным героем.

Суд над литературным героем. Тщательная подготовка; Продумывание реплик судьи, обвинителя, свидетелей. Бережное отношение к литературному тексту ( 8 лет каторги).

Проект «Школьники играют в суд»

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 2. С опорой на литературный текст. Пример: суд над литературным героем. Раскольников Катерина Измайлова Кабанова

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 3. С использованием критического материала. Примеры: Образ Чацкого: B. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, идеальный шут, драма Чацкого - буря в стакане воды» . A. С. Пушкин: «Кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый…» А. И. Герцен: «Энтузиаст Чацкий - декабрист в глубине души» .

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 3. С использованием критического материала. Примеры: Образ Маргариты: 1. Б. Соколов : «С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия…» 2. Мнение священника Родиона: «Любовь Маргариты, которая так восхищает юных читательниц, мечтающих о высокой, чистой любви, все – таки ущербна…»

Виды дискуссии по отношению к литературному материалу: 3. С использованием критического материала. Трехчастный дневник (например, критические статьи Н.А. Добролюбова, А.В. Дружина и др. об образе Обломова) Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? Мои собственные размышления по теме. Вопрос учителю.