12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порошина Ольга Анатольевна16753
Более 20 лет работаю учителем-логопедом, педагог дополнительного образования
Россия, Тамбовская обл.

Презентация "Логоритмика"

Логоритмика ПОДГОТОВИЛА : учитель-логопед Порошина Ольга Анатольевна филиал №1 МБОУ «Первомайская СОШ» в п.Заводской Первомайского района Тамбовской области

План 1.История создания логоритмики. 2.Методика А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» 3.Методика О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения» 4.Дыхательные упражнения на основе метода Б.Толкачева и А.Н.Стрельниковой 5.Понятия «двигательное умение», «двигательный навык, темп»

Введение Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений датируется началом XIX века, когда в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1913г). Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного возраста.

Метод Далькроза Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать с дошкольного возраста у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Его интересовало выражение музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и художественный замысел музыкального произведения. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держатся дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Метод Г.А.Волковой По выражению Г.А.Волковой, в основе жизни человека лежит движение, являющееся одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм-среда», которое в процессе жизни совершенствуется структурно и функционально. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.

Двигательные умения и навыки Двигательное умение – это владение, в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи. Двигательный навык – это высокая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью

Ритм Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить о ритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времен года, суток, ритме работы. Понятие «ритм» характеризуется основным признаком – наличием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.

Ритмические упражнения Звучащий ритм служит для воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма и для включения его в речь. Ритмической единицей называется длительность отдельных звуков и пауз. Наряду с ними, в создании ритмического рисунка участвуют и более крупные элементы – мотивы, стопы, фактурные ячейки, внутрислоговые распевы в вокальных партиях. В онтогенезе можно выделить следующий порядок формирования чувства ритма. Первой появляется способность к восприятию – воспроизведению темпа следования звуков. Причем сначала дети овладевают этапом быстрого темпа, затем- среднего и значительно позже - медленного. Затем появляется способность к восприятию – воспроизведению отношений акцентрированных и неакцентрированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Занимающимся предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. В результате этого у занимающихся воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа Темп музыки – это скорость музыкального исполнения, которая определяется, прежде всего, частотой чередования основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы. Темповый диапазон делится на три области: область медленных, умеренных (средних) и быстрых темпов. Диапазон частот, который человек в состоянии оценить и воспроизвести как ритмические, расположен между 5-10 и 720-960 ударами в минуту (на музыкальном материале) и между 20-40 и 480-500 ударами в минуту (на немузыкальном материале). Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах по барабану, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, в ходьбе и беге. Вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия «скоро» и «медленно», занимающиеся начинают правильно составлять разный темп движения с соответствующими темпами.

Пение Пение –сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после одного слога – другой слог и т.д. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждать поющих, делать богаче их переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Приступая к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон занимающихся. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется расстоянием от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Исследования Н.А.Ветлугиной показали, что ненапряженно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы. При подборе певческого материала педагог должен учитывать возрастные возможности певческого диапазона. Так, для детей 2-3 лет- «ми-ля», 3-4 лет- «ре-ля», 4-5 лет – «ре-си», 5-6 лет– «ре-си», иногда до второй октавы; 6-7 лет- «ре-до», «до» второй октавы.

Игра на музыкальных инструментах Игра на детских музыкальных инструментах вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки делятся на беззвучные и звучащие. Беззвучные игрушки изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них. Такие занятия развивают творческое воображение и музыкально-слуховые представления детей.

Звучащие игрушки делятся на следующие виды: Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники) Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки) Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики) Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.)

Данные инструменты широко применяются в музыкально-дидактической игре для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике. Данные инструменты широко применяются в музыкально-дидактической игре для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике. Подростки и взрослые, получившие музыкальное воспитание, исполняют любимые произведения на аккордеоне, гитаре, балалайке, флейте, пианино и т.д.после обсуждения с педагогом. Исполнению может предшествовать беседа о произведении, о замысле композитора и т.д

Музыкальная самостоятельная деятельность Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальных инструментах. Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и школьников имеет различные источники: музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы; Самостоятельная музыкальная деятельность в семье. Самые распространенные из них – это детские музыкальные радио и телепередачи.

Игровая деятельность Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Классификация игр в лечебной терапии зависит от задач и условий, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. 1.Игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают 2.Специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры) 3.Решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительного характера, например, корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией) 4.Игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании с различными нервно-психическими заболеваниями 5.Игры с преимущественным участием верхних или нижних конечностей для их развития.

В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды и с делением на команды. Соответственно тому, каково выполнение условий игры и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на: 1.Игры на месте (статические игры), в которых больной не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. 2.Малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными. 3. Подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам.

Упражнения для развития творческой инициативы К этим упражнениям относят дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегченных вариантах с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений.

Заключительные упражнения Цель этих упражнений- успокоить детей, переключить их внимание на другие занятия. Эти упражнения могут проводиться в различной форме: Обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например, «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова. Слушание музыки и последующий рассказ о тех образах и представлениях, которые она пробудила.