12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена506
Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства. Стаж более 35 лет.
Россия, Мордовия респ., Саранск

Методическая разработка на тему:«Леонид Викторович Владимирский - художник, который нарисовал нам детство».

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города Саранска Республики Мордовия Подготовила: педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна   Саранск 2023 Методическая разработка на тему: «Леонид Викторович Владимирский - художник, который нарисовал нам детство».

Биография художника. Леонид Викторович Владимирский родился 20 сентября 1920 года в Москве, в роддоме на Арбате. Его отец работал в Наркомате внешней торговли (советский аналог министерства), мать была врачом. Детство Леонида прошло в двухэтажном деревянном доме на улице Палиха. Он был интеллигентным мальчиком, любил читать (в доме всегда было много книг) и рисовать палочкой на мокром после дождя песке. Его отец вел рабочую переписку с торговыми представительствами других стран и часто приносил домой письма с заграничными марками, которые Леонид отмачивал и коллекционировал. Именно с марок началась его любовь к картинке как к маленькому миру, в котором можно уместить целую жизнь. В старших классах школы Владимирский прочитал Блока и Есенина и, вдохновленный, стал сочинять стихи сам и иллюстрировать их. Родители Леонида, люди интеллигентные, но не творческие, относились к его увлечению спокойно, время от времени напоминая, что «стихи и рисование — это хорошо, но надо получить солидную профессию». После школы Леонид собрался было в архитектурный, но отец сказал: «Ну куда тебе…» — и убедил сына поступить в МИСИ. А через три года началась война. О войне Леонид Викторович говорил всегда неохотно. Сразу после призыва как студент-строитель он стал курсантом Военно-инженерной академии, «строил мосты и дороги, подвигов не совершил». А после войны совершенно случайно поступил во ВГИК — они с приятелем гуляли по городу, остановились ненадолго у здания института, кто-то из сотрудников, увидев его военную форму, сказал: «Вы на какой факультет собираетесь?» А Леонид Викторович, строго говоря, собирался доучиться в МИСИ и не нашелся что ответить.— А поступайте к нам на художественный. Владимирский решил, что попробовать стоит, и сдал все экзамены с первой попытки. В качестве дипломной работы он нарисовал первый в истории ВГИКа диафильм — 80 картинок с короткими подписями по сказочной поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

Настоящий талант и самородок - Владимирский рисовал ещё со школьной скамьи, а после войны, недоучившись на инженера-строителя, по зову души пришёл учится на мультипликатора во ВГИК. Не имевший никакого начального художественного образования, он стал первым учеником этого института, который полностью нарисовал диафильм. Сразу после выпуска из ВГИКа молодого специалиста позвали работать главным художником на студию "Диафильм". И именно там, в 1953-м году, Владимирский придумал и нарисовал Буратино и всех его друзей к диафильму "Приключения Буратино».

(Фото 1) Вот это - именно то самое, первое в истории, каноническое изображение Буратино и папы Карло. Образ Буратино - абсолютно оригинальный, хотя, как признавался сам иллюстратор, некоторые особенности милой физиономии он срисовывал со своей маленькой дочки. Более того - поставил её напротив, надел картонный длинный нос и бумажный полосатый колпачок. И даже папа Карло в таком виде имеет реального прототипа. Им стал дед художника, которого после этого стали узнавать на улицах Москвы. По сути, изданная после диафильма книга "Золотой ключик или приключения Буратино" с иллюстрациями Владимирского стала первым советским комиксом, как признался сам иллюстратор в интервью на своё восьмидесятилетие. #Искусство иллюстрации вышло на новый уровень! А образ Папы Карло (читай - деда художника) запечатлён уже в металле. В Киеве, на улице Грушевского, возле дома 1А. Вблизи кукольного театра старый шарманщик предлагает каждому, кто ещё не чувствует себя взрослым, примерить его шляпу. Никогда ещё детская #культура не была так близка к своему зрителю.

Симпатичного, улыбчивого, с лихими деревянными вихрами и живой мимикой Буратино Леонид Владимирский придумал еще во время учебы на художественном факультете ВГИКа, во второй половине 1940-х годов. Рисовал со своей пятилетней дочкой, которой специально сделал колпачок и длинный картонный нос. Новый Буратино сначала появился на почтовых открытках, потом стал героем диафильма. Симпатичного, улыбчивого, с лихими деревянными вихрами и живой мимикой Буратино Леонид Владимирский придумал еще во время учебы на художественном факультете ВГИКа, во второй половине 1940-х годов. Рисовал со своей пятилетней дочкой, которой специально сделал колпачок и длинный картонный нос. Новый Буратино сначала появился на почтовых открытках, потом стал героем диафильма. Однажды Владимирский принес свои эскизы в Театр кукол Сергея Образцова, где служил страшненький, с огромным ртом, натурально деревянный Буратино, совершенно не скрывающий того, что он сделан из бревна.— У вас ужасно некрасивый Буратино, — сказал режиссеру Леонид Викторович. — Рот до ушей. А я вот создал симпатичного— Смысл сказки в том, — сказал художнику Образцов, — что даже такой уродец может стать хорошим и добрым мальчиком.— А я хочу, чтобы мой Буратино сразу нравился детям, — ответил ему Владимирский, — и выпустил в мир своего шарнирного симпатягу в коротких шортиках. (Фото 2)

Памятник Папе Карло в Киеве. (Фото 3) (Фото 4)

У многих в детстве были книжки, зачитанные до дыр: одной из таких книжкой возможно была «Волшебник изумрудного города» с прекрасными иллюстрациями Леонида Владимирского, которая перечитывалась и пересматривалась несчетное количество раз и образ главных героев -Элли с Тотошкой, Страшила, Железный Дровосек и Лев навсегда запали в нашу память. (Фото 5)

После успеха диафильма и книги и приключениях Буратино Владимирский целиком ушёл в иллюстрирование литературных произведений. Он рисовал для "Трёх толстяков" Олеши, создал персонажей для сборников русских и филиппинских сказок, нарисовал "Голубую стрелу" Джанни Родари. Но совершенно случайное и судьбоносное соседство с Александром Волковым позволило нам узнать, как же на самом деле выглядели Элли, все её друзья и враги в серии книг "Волшебник Изумрудного города". Именно Владимирский придумал, что пугало Страшила не должен пугать. Он должен улыбаться. А ещё иллюстратор убедил Волкова изменить сказку и вместо 12 подземных королей сделать 7. Почему? А потому что у радуги 7 цветов и под землёй сразу станет ярко. (Фото 6)

"Путешествие Голубой стрелы” Дж.Родари (Фото 7) (Фото 8)

(Фото 9)

"Три толстяка” Ю.Олеши (Фото 10) (Фото 11)

Заслуженный деятель искусств России , член Союза художников России , легенда советского книгоиздательства на исходе девятого десятка был прост в общении, бодр, держался прямо. Очень дружелюбен, гостей встречал радушно, рассказывал о своей творческой судьбе. Вот фрагмент интервью с художником: «Мои любимые герои – Буратино и Страшила. Мне хотелось продолжить их жизнь, так что я сам написал и проиллюстрировал две сказочные повести: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Сочинял свои сказки с колоссальным удовольствием. Ну сами посудите: Буратино деревянный, и дуболомы из «Урфина Джюса» – тоже. Значит, у Буратино в Волшебной стране могли быть родственники! Когда враги превратили Буратино в обычную деревяшку, папу Карло осенило, что в Волшебной стране было снадобье, которое оживляло дуболомов. И вот он в отчаянии стоит перед запертой дверью в Изумрудный город, за которой волшебный порошок, но ничего не может поделать. Он обнимает Буратино и вдруг вспоминает, что золотой ключик может открывать любые замки! На этом месте я сам заплакал. Буквально: сам придумал – сам поверил.

Приключения Петрушки” М. Фадеевой и А. Смирнова: (Фото 12) (Фото 13)

«У каждого человека есть возраст души. Бывают молодые старички, которым ничего не интересно. А бывают вроде меня, которые в 90 лет всюду нос свой суют любопытный. Так вот, моей душе – я спросил одного искусствоведа, и он ответил – моей душе не больше 9 лет». Леонид Викторович Владимирский. «У каждого человека есть возраст души. Бывают молодые старички, которым ничего не интересно. А бывают вроде меня, которые в 90 лет всюду нос свой суют любопытный. Так вот, моей душе – я спросил одного искусствоведа, и он ответил – моей душе не больше 9 лет». Леонид Викторович Владимирский.

Следующей работой Владимирского стал диафильм "Приключения Незнайки" по повести Носова. Но в этот раз коротышки не стали классическими. (Фото 14)

«Приключение Незнайки», Н.Носов. (Фото 15) (Фото 16)

В 2010 году, накануне своего 90-летия, в интервью порталу «Правмир» Леонид Викторович признался, что больше не может рисовать:— Я был профессиональным художником, но глаза устали. И сейчас я пишу стихи. Есть у меня стихи о том, как маленькая девочка подарила мне за мои картинки сушку. Случай с сушкой действительно был. Это случилось после моего выступления в семейном детском доме: Годы мчатся все быстрее. Поперек дороги — остановки, юбилеи, подводить итоги. У меня случится скоро юбилей-мистерия. Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я. А сегодня невзначай подошла девчушка: «За картинки. Это к чаю». И дала мне сушку. Этот солнечный кружок всех наград дороже. Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил. Леонид Викторович Владимирский умер 18 апреля 2015 года в Москве, в возрасте 94 лет. Суммарный тираж книг с его иллюстрациями превышает 20 миллионов экземпляров.

Техника у меня простая, никаких секретов нет. Я рисую карандашом, а потом использую лампу и стекло . Кладу изображение на просвет и прорисовываю. Следующий лист кладу сверху и опять дорисовываю. А затем раскрашиваю – сначала акварелью, потом гуашью, потом акрилом. Иногда пользуюсь масляными мелками. Всю жизнь хотел проиллюстрировать «Пера Гюнта» Ибсена: и Сольвейг изобразить, и сцену в пещере горного короля, и Анитру. Но никогда уже не сделаю: для этого нужна вторая жизнь». Техника у меня простая, никаких секретов нет. Я рисую карандашом, а потом использую лампу и стекло . Кладу изображение на просвет и прорисовываю. Следующий лист кладу сверху и опять дорисовываю. А затем раскрашиваю – сначала акварелью, потом гуашью, потом акрилом. Иногда пользуюсь масляными мелками. Всю жизнь хотел проиллюстрировать «Пера Гюнта» Ибсена: и Сольвейг изобразить, и сцену в пещере горного короля, и Анитру. Но никогда уже не сделаю: для этого нужна вторая жизнь».