12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клещенко Анастасия Михайловна813
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - это большой труд!
Россия, Челябинская обл., Миасс

Арт – терапия как организация и содержание комплексной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Арт – терапия как организация и содержание комплексной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Арт - терапия Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе. Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние семьи ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии? Повышение самооценки и уверенности в своих силах Снижение уровня стресса Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств Преодоление возрастных кризисов Решение семейных конфликтов Повышение навыков коммуникации Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания) Проработка психологических травм Преодоление фобий

«В арт-терапии нет понятия «правильно» и «неправильно». Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы процесса Арт - терапии I этап –этап  подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства и установления отношений в группе. II этап – основной (коррекционный) этап и оценка промежуточных результатов. III этап – завершающий этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.

Методы арт-терапевтического процесса Изотерапия Цветотерапия Песочная терапия Драмматерапия Куклотерапия

Пример Арт – терапевтического упражнения Игра в принцессу или волшебника  (автор методики Наталия Кедрова - ведущий преподаватель и тренер Московского Гештальт института).

Основные шаги игры Шаг 1. Разговор с ребёнком о различных желаниях, о важности высказывания своих желаний. Создание игровой атмосферы и введение ребенка в сказочный сюжет. Психолог рассказывает историю про далекую страну, где живет добрая фея или волшебник, которые подарили ему заговоренный камушек/ волшебную палочку, исполняющие любые желания. Затем озвучиваются условия игры, подчеркивается важность слов «Я хочу». Ребенку предлагается стать принцем или принцессой, сделать себе костюм из подручных материалов и построить замок с тронным залом.

Основные шаги игры Шаг 2. В игру вводят волшебного помощника или сказочного друга   – посредника, выполняющего желания ребенка. Это особенно важно при участии в игре родителей. Роль волшебного помощника помогает родителям в игровой форме преодолеть борьбу за власть и сопротивление желаниям ребенка, которые неизбежно встречаются в повседневной жизни. Волшебный помощник подчиняется по условиям игры только ребенку и выполняет лишь его желания.

Основные шаги игры Шаг 3. Ребенок рассказывает о свои желаниях, а взрослый схематично их зарисовывает. Здесь важно внимательно выслушивать ребенка и ни в коем случае не критиковать, дать ему возможность называть любые, даже самые фантастические или агрессивные желания (например, если он хочет, чтобы все его обидчики умерли в один день - рисуем ряд могилок), которые взрослый выполняет на листе бумаги. При этом взрослый рисует только то, что было названо самим ребенком, не привнося своего видения и дополнительного взрослого опыта. Постепенно ребёнок начинает все больше осознавать и детально представлять себе свою актуальную потребность.

Основные шаги игры Шаг 4. У ребенка уточняют детали желанного объекта: какие именно характеристики оказываются значимыми, актуальными для него; какие качества предмета делают его нужным и привлекательным для ребенка; с чем может быть связана его потребность? Например, если ребёнок хочет собаку, нужно выяснить какую именно (какого окраса и размера, какой породы) и для чего (чтобы пугать кого-то или защищать, чтобы можно было её ласкать или играть с ней).

Основные шаги игры Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребёнком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни,   где это желание может осуществиться и поиске пути того, как этого можно добиться.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов семей, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что семьи нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.