12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хатуна Ходжава177
Россия, Корсаков

Нейропсихологический подход в формировании речи у детей с РАС

Нейропсихологический подход в формировании речи у детей с РАС Ходжава Хатуна Шотаевна учитель-логопед, учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 1» г.Корсаков

Количество детей с разного рода проблемами развития неуклонно растет. Можно отметить разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной, перцептивной и других сферах психической деятельности. Количество детей с разного рода проблемами развития неуклонно растет. Можно отметить разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной, перцептивной и других сферах психической деятельности.

Особую категорию среди этих детей занимают дети с РАС. Особую, поскольку, с одной стороны, эти дети все очень разные, часто с ярко выраженными сенсорными и поведенческими проблемами, с трудом идущие на контакт; с другой стороны, когда таких детей приводят к специалисту в раннем возрасте, точно понять, что происходит с ребенком, непросто. Классический нейропсихологический подход работает не со всеми детьми с аутистическими расстройствами. Дети могут «не слышать» и «не видеть» специалиста, погружаясь в свой мир. Особую категорию среди этих детей занимают дети с РАС. Особую, поскольку, с одной стороны, эти дети все очень разные, часто с ярко выраженными сенсорными и поведенческими проблемами, с трудом идущие на контакт; с другой стороны, когда таких детей приводят к специалисту в раннем возрасте, точно понять, что происходит с ребенком, непросто. Классический нейропсихологический подход работает не со всеми детьми с аутистическими расстройствами. Дети могут «не слышать» и «не видеть» специалиста, погружаясь в свой мир. Возникает вопрос: как найти подход к ребенку и заинтересовать занятиями?

Чтобы организовать результативную  логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем,  несомненно, поможет применение нейропсихологического подхода в логопедической работе Чтобы организовать результативную  логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем,  несомненно, поможет применение нейропсихологического подхода в логопедической работе

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. Благодаря труду А. Р. Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии.

Высшие психические функции

РЕЧЬ Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.). Речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Чтобы понять причины нарушений речи ребенка и уметь правильно оказывать помощь, необходимо знать структуру головного мозга. А.Р. Лурия были выделены 3 основных функциональных блока. Чтобы понять причины нарушений речи ребенка и уметь правильно оказывать помощь, необходимо знать структуру головного мозга. А.Р. Лурия были выделены 3 основных функциональных блока.

I блок мозга I блок мозга – нейродинамический, подкорковый, блок наследственных программ действия. Основное развитие происходит от внутриутробного периода до 2 — 3 лет. Отвечает за тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности. 1 блок отвечает за сформированность врожденных речевых и языковых способностей (дыхание, мышечный аппарат, работа зрительного и слухового анализатора). У детей с нарушением 1 блока наблюдается дизартрия, дисграфия; сужение полей зрения, движение языком во время работы руками. Для коррекции развития 1 блока мозга в занятия с ребенком необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок глазодвигательных упражнений, тренировка мышц речевого аппарата.

Игры и упражнения, направленные на развитие 1 блока мозга: Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Осы», «Шарик», «Ветер», «Дятел», «Ежик» Массаж и самомассаж: «Моем голову», «Ушки», «Глазки отдыхают», «Веселые носики». Растяжки: «Сорви яблоко», «Дерево».

2 блок мозга 2 блок мозга отвечает за прием, переработку и сохранение информации, поступающей через осязательные, зрительные и слуховые приборы. Основное развитие от 3 до 7—8 лет. Из-за недостаточной сформированности 2 блока мозга у ребенка страдает: память, несформированность пространственных представлений; несформированность сенсомоторных координаций (например: согласованные глаз и действия рук и т.п.); неловкость, однотипность движений. Второй блок отвечает за формирование речевых навыков (связная речь), формирование межполушарных асимметрий, формирование доминантного полушария, доминирующей руки. Для развития 2 блока мозга необходимо развивать психические функции: которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: тактильное, зрительное, слуховое восприятие, память, пространственные представления и речь.

Игры и упражнения, направленные на развитие 2 блока мозга: – тактильные и кинестетические (рисунки на спине, на ладонях, игра с палочками, ощупывание фигурок); – зрительные (разрезные картинки, лабиринты, загадочные рисунки); – глазодвигательные: «Дождик», «Ветер», «Чудеса». – пространственные (конструирование и копирование, графические диктанты).

3 блок мозга 3 блок мозга – программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности (уровень произвольной регуляции и самоорганизации). Третий блок отвечает за свободное владение речью, как инструмента программирования своего поведения и анализа поведения окружающих. Для детей, у которых страдает третий блок, бедная речь, характерны трудности самоконтроля. Для развития 3-го функционального блока мозга на занятиях необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование навыков внимания, программирования, целеполагания, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Игры и упражнения для развития 3 блока головного мозга:  самоконтроль: «Летает – не летает», «Море волнуется», «Съедобное – несъедобное», «Клубочек» Игры для развития серийной организации движений: прыжки со скакалкой; прыжки через веревочку (вращение веревки, прыжки); игра с мячом (правой рукой, левой рукой, попеременно); классики.