12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боброва Анжелика Сергеевна21
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Методическая разработка видеоурока «Изобразительно-выразительные средства русского языка» (6 класс)

ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района Русский язык 6 класс Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка 2021 Учитель: Боброва Анжелика Сергеевна Фотография учителя (по желанию)

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи У него не горячи. Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Конечно, Вы догадались, что речь идет о - Подсолнух Одуванчик Как Вам удалось найти правильный ответ?

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования В загадках образы подсолнуха и одуванчика создаются благодаря употреблению слов в переносном значении. Подсолнух - солнышко Одуванчик - облачко

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ТРОП Троп – это слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. ТРОПЫ Метафора Олицетворение Эпитет Гипербола

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования МЕТАФОРА Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). На метафоре построены почти все загадки.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Осенние листья иногда называют золотыми, потому что они похожи на цвет золота – золотые листья.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Когда человек расстроен, плачет, говорят: океан слез, реки слез, море слез.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Словарная разминка Пороша – первый снег Клюка – изогнутая палка, на которую опираются при ходьбе Шаль – большой платок Копыто – у некоторых млекопитающих: роговое образование на концах пальцев

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Олицетворение Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования У слова ДРЕМЛЕТ прямое значение – быть в состоянии полусна, некрепко спать, а переносное – находиться в бездействии. В стихотворных текстах можно найти олицетворение – дремлет лес. Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования В этом тексте и сосне приписываются свойства человека. Она повязалась, понагнулась, оперлась на клюку.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Эпитет Эпитет – это образное определение предмета или действия. Чаще всего их используют в художественных текстах.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования «…Мороз – воевода дозором обходит владенья свои.» Могучий зимний волшебник, литературный герой из поэмы Н.А. Некрасова - «Мороз Красный нос» называется воеводой (военным начальником, осматривающим свои владения). Эпитет выражен именем существительным – воевода.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. Сергей Есенин в качестве эпитетов использует прилагательные

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Гипербола Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Необычность, выразительность придает тексту Владимира Маяковского гипербола: В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето, Была жара, Жара плыла – На даче было это. В. Маяковский

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Сравнение Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой (глаза как небо). Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района КАК ОТЛИЧИТЬ СРАВНЕНИЕ И МЕТАФОРУ? Бархатное платье – это платье, cшитое из бархата. Слово бархатный употреблено в прямом значении. Кожа как бархат – это сравнение. Элемент, указывающий на сравнение, это слово как. Бархатные ручки, бархат кожи – это руки и кожа, по своей мягкости и нежности напоминающие бархат. Это метафора Бархатное платье Кожа как бархат Бархатные ручки На сравнение могут указывать слова как, словно, будто, точно, похож, подобен. У метафоры таких слов нет.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. Сравнение может быть выражено существительным в форме творительного падежа без предлога.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования В этом тексте использованы различные средства выразительности (метафоры, олицетворения эпитеты, сравнения). «...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»