12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рахимова Наиля Фаритовна518
Работаю 37 лет в сельской школе, люблю свою малую родину, школу, детей.
Россия, Тюменская обл., Село Горнослинкино

Проектно- исследовательская работа «Образ северной природы в произведениях уватского поэта Михаила Семеновича Кожевникова»

V Региональная научно-практическая конференция учащихся средних и старших классов «На пути к открытиям» Автор: Слинкина Мария Сергеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Горнослинкинская средняя общеобразовательная школа» 11 класс Руководитель: Рахимова Наиля Фаритовна Учитель русского языка и литературы "Образ северной природы в произведениях уватского поэта Михаила Семеновича Кожевникова"

Гипотеза: Отношение к родной природе стало бы более бережным, если бы больше людей были знакомы с творчеством Михаила Семеновича Кожевникова, наполненным раздумьями о взаимоотношениях человека и природы. Поэт унаследовал лучшие традиции русских пейзажистов, опирался на достижения классиков русской литературы. Цель исследования: Исследовать творчество Кожевникова Михаила Семеновича в свете взаимодействия природы и человека во взаимообусловленности философских, нравственно-эстетических и художественных аспектов.

Задачи исследования: Выявить в сравнительном анализе творчества поэта ведущие тенденции в разработке проблемы «природа и человек». Исследовать художественный мир стихотворений с привлечением литературоведческих категорий, традиций и новаторства, типологической общности. Проследить систему природоописания в ряде стихотворений, выявить типы пейзажей и их функции. Проанализировать художественные приемы и средства, используемые автором. Изучить постановку экологической проблематики, выявить функции пейзажа: типологию и поэтику.

Актуальность: Работа является первой попыткой исследования художественного мира в аспекте духовного взаимодействия человека и природы. Впервые анализируются его стихотворения и очерки, выявляются воздействия крупных творческих индивидуальностей на автора.

Кожевников М.С. «Полет в неизведанное» Кожевников М. С. «Душа на распашку»

Эволюция пейзажа в русской литературе и его функции на современном этапе.

Признанными мастерами пейзажа считаются: Паустовский К. Г., Пришвин М. М. Короленко В.Г., Леонов Л. М. Для них отношение к природе- один из важнейших критериев оценки человека. Воспевая в своих произведениях природу, писатели выступали ее защитником. Пришвин М. М. Короленко В.Г. Леонов Л.М. Паустовский К.Г.

Леонид Леонов прославил в своих произведениях лес. В его произведениях проходит мысль об ответственности всего человечества за сохранность и приумножение природных богатств. Творчество Леонова Л.М. и в том числе Пришвина М. М., Паустовского К.Г. и Короленко В.Г. оказало глубокое воздействие на мировосприятие Кожевникова М.С.

М. С. Кожевников «Так берегите землю, цените ее, как самую дорогую вещь. Без которой на свете Вам будет жить негде и голодно и просто невозможно»… (строки из дневника)

ВЕСНА-84 Идите в лес и помните всегда: Вдыхая аромат отчизны, Лес можно уничтожить без труда, А вырастить-не хватит вашей жизни.

Завещание Когда умру, мне посадите Сосну на могиле, В ноги, что мог я видеть Образ сердцу милый. Пусть она пускает корни, В мой ковчег смиренный, Чтоб мои силы из могилы Возвращать вселенной. Пусть сосна растет большою, Стройной и могучей. Буду я ее душою Широкой и могучей.

Могучий Русский лес, под добрый шепот твой навеки, Здоровым вырос я, настойчивым и смелым, Как правда, честным и простым душой, Способным радоваться искренне, умело… Там лес мой, он милый и всех чудесней Лес, что красится над речкою Туртас. Стоит, как символ мощи Родины и…нас…

Вопросы взаимоотношений человека и природы в творчестве Кожевникова М.С. В художественных произведениях Кожевникова образ Родины непременно связан с образом родной земли. Человек в мире- сердцевина его духовных исканий, источник неустанных и мучительных раздумий. Мы выросли в лесу, ни одна из стихий родной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков, как лес. Поэт- земляк выступает в стихотворениях защитником леса, природы края.

Браконьеры этот бор сожгли. В пепел нашу радость превратили. И ушли… и безнаказанно ушли, Будто бы сквозь землю провалились. Мой протест во мне горит огнем Земляков прошу и призываю: -Как мы можем жить с подобным злом, Если даже дом родной сжигаем?!.. Весь наш Чебунтан сюда ходил Силой заряжаться от природы. Кто нас этой радости лишил? Объясните, лесники, народу. Золотом сусальным водоем Залили осенние березы. Плачет лес под проливным дождем… Плачу я и… святы наши слезы… Ты еще вчера мне храмом был, Золотой мой, изумрудный бор сосновый, Как в чистилище, сюда я приходил, Пил запоем твой озон медовый… А теперь я плачу над сосной… Под единственной сосной живою. Сердце каменеет над бедой, Нынче приключившейся с тобою. Сберегли нам дети и отцы Это благо райское земное. Но напились подонки, подлецы Бросили проклятье на святое. Трагедия в лесу 2004 г.

Стыдно Стыдно в лес идти неумытому. Стыдно в лес идти непобритому. Делать нечего в лесу пьяному, С топором бездельнику хулигану. Чистота в лесу есть стерильная. Не погань ее ты утилями. Красота в лесу первозданная, А поэтому всем желанная. Береги ее, полюби ее Чувством искренним, не коммерческим. Пусть зеленый лес миллионы лет Остается здравницей человеческой! 1977 год

Не допусти, чтоб лесу было больно Осенний лес прострелян сотнями снарядов. Из ран его течет рябиновая кровь. Все мы живем в рябиновом лесу. И другу, погибающему рядом, Обязаны помочь Обязаны на деле проявить к нему свою любовь. Поэтому, когда весною ранней В тайге глухарь-красавец запоет, Ты не убьешь его, а обратишь внимание, Что лес без глухаря совсем бы был не тот…