12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Вадия890
Учитель высшей категории, руководитель РМО учителей математики
Россия, Пермский край, п. Октябрьский

Мастер-класс «Продуктивные задания по математике в формировании метапредметных результатов»

Роль продуктивных заданий в формировании метапредметных результатов. Учитель математики ОСОШ №2 Васильева В.Ф.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не содержится в учебнике в готовом виде, но в тексте или иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить; – это задания, при выполнении которых создается новый продукт; – это задания, при выполнении которых формируются метапредметные результаты. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты

Зачем нужны продуктивные задания? Они учат школьников: работать с информацией; решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и предположения; «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Порядок выполнения продуктивных заданий Осмыслить цель задания . Найти нужную информацию . Преобразовать информацию в соответствии с заданием. Создать необходимый продукт. Сформулировать и дать полный ответ с представлением продукта.

Какие метапредметные и личностные результаты формируются на каждом этапе? Осмысление: регулятивные (организовать свою деятельность: поставить цель, наметить план). Поиск нужной информации: познавательные (найти информацию, проанализировать, выбрать нужную). Преобразование информации: познавательные и личностные (выделить главное, дать оценку, найденную информацию преобразовать в соответствии с заданием для представления). Представление задания: коммуникативные (донести свою позицию до других, умение работать совместно с другими).

Как составить продуктивные задания, соответствующие поставленным целям урока? Выбрать метапредметное действие или личностный результат, который мы хотим формировать на данном уроке. Подобрать материал, с которым необходимо поработать на данном уроке. Составить продуктивное задание, имея в виду, что в его основе – действие учеников. Задать четкую форму устного или письменного исполнения решения (форма ответа, варианты тестов соответствия, таблиц и т.д.).

Формулирование заданий для учащихся (определение деятельности детей) Проанализируйте … Докажите … Объясните … Сравните … Создайте схему или модель … Исследуйте … Оцените … Придумайте на основе …

Примеры продуктивных заданий Работа с текстом: выделить главную и избыточную информацию, озаглавить текст, составить схему или модель текста, конкурс искателей ошибок. Работа с графиком: к одному и тому же графику придумать как можно больше заданий. Работа с задачей: к уравнению или таблице составить задачу, по заданному условию придумать как можно больше различных вопросов.

Как традиционные задания сделать продуктивными? Вместо выполнения задания предложить ученику оценить правильность готового решения этого задания, разработать критерии оценивания, составить подобное задание для одноклассников. Связать задание с повседневным опытом ученика. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций. Перенести акцент с воспроизведения на анализ ситуации. Перевести информацию из одной модели в другую.

Виды заданий продуктивного типа Стихи, рассказы Стенд Выставка Реклама Исследование Инструкция (алгоритм) по применению Видеоролик Газета

Продуктивные задания – путь к формированию УУД Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определенном предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие