12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Октябрина361
Россия, Тамбов

Презентация «Характеристика речевых нарушений»

Характеристика речевых нарушений Учитель-логопед: Мишустина А.В. МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Этиология речевых нарушений Медико-биологические причины Пренатальный период: токсикозы, интоксикации различного характера, гипоксия, несбалансированное питание, неграмотное медикаментозное лечение, инфекционные и др; Натальный период: родовые травмы, асфиксия новорожденного, применение родовспомогательных средств и др.; Постнатальный период: нейроинфекции, соматические заболевания, травматические повреждения и др. Социально-экономические причины экология, профессиональные заболевания и вредные привычки родителей, особенности семьи современного общества, низкий уровень образования и материального благосостояния членов семьи Психолого-педагогические причины психическая депривация ребенка, отсутствие эмоционального контакта ребенка с родителями, сверстниками, педагогами, смена коллектива, смена педагогов и др.

Психолого-педагогическая классификация разработана Р. Е. Левиной. Она учитывает, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа. Фонетическое нарушение (ФН) нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков Фонетико-фонематическое Недоразвитие(ФФН) нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов Общее недоразвитие речи (ОНР) системное недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне Заикание нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения

Фонетические нарушения – нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков. формы проявления неправильного звукопроизношения: пропуск (отсутствие звука), искажение (ненормативное произношение звука; вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка), замена (вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции), смешение (умение правильно произносить те или иные звуки изолированно, но смешение их в речевом потоке).

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия). Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем: -- неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов; -- неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.); -- незапоминании и неумении воспроизводить слоговые ряды из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва); -- неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»); -- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова; -- несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.

ОНР (общее недоразвитие речи) – системное недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В зависимости от степени тяжести ОНР соответствует I, II, III, (IV по Т. Б. Филичевой) уровням речевого развития. По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р.Е. Левиной: первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень – начатки общеупотребительной речи; третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой).

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причины функционального заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря; задержка речевого развития (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств языка для выражения своих мыслей); перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, усложнение речевого материала (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); перевоспитание леворукости; неправильные условия воспитания ребенка (избалованность, «излишняя правильность», физические наказания и др.); острая тяжелая или хроническая психическая травма; подражание речи родственникам, страдающим заиканием. Причины органического заикания: патологическое течение беременности, родовые травмы, асфиксии, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.