12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5104
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Образование деепричастий-3. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Урок русского языка в 6 классе

1) ознакомить обучающихся со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного видов; 2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; 3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения; 4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Эпиграф урока: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой». (Золотое правило этики.) Этикет, поведение, мораль, комплимент ЛОР

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости. Словарный диктант с комментированием

Несовершенный вид Совершенный вид Что делая? Что сделав? -а (я), -учи -в. –вши, -ши, -а (я) глядят - глядя выскочить - выскочив кричат - крича услышать – услышав улыбаются - улыбаясь расцвести – расцветши быть – будут - будучи прочитать - прочтя Несовершенный вид Совершенный вид Что …? Что …? Суффиксы? Суффиксы? глядят - ? выскочить - ? кричат - ? услышать – ? улыбаются - ? расцвести – ? быть – будут - ? прочитать - ? Работа с таблицей

Несовершенный вид Совершенный вид Что делая? Что сделав? -а (я), -учи -в. –вши, -ши, -а (я) глядят - глядя выскочить - выскочив кричат - крича услышать – услышав улыбаются - улыбаясь расцвести – расцветши быть – будут - будучи прочитать - прочитав Проверим?

Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. Замирать – замира…т – ?, чувствовать – чувству…т – ?, безмолвствовать – безмолвству…т – ?, наслаждаться – наслажда…тся – ?.

Замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолвствовать – безмолвствует – безмолвствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь. Проверим?

Образуйте деепричастия совершенного вида Построить – построив – ?, услышать - услышав – ?, растаять – растаяв – ?. С двумя деепричастиями устно составьте предложения.

Осторожно: слово! Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д. А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»… Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!» Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться. ( С. Львов) Работа с текстом

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. 1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку. 2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу. Групповая работа.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: положив документы в стол; положив руку на пульт управления; положив руку на сердце; положив вещи в чемодан Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида: а) спешат; б) жуют; в) балуются; г) ждут; д) глядят; е) кричат.

Заповеди речевого поведения. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Умей находить общий язык с любым собеседником. Помни, что вежливость – основа любого поведения. Избегай многословия. Говори просто, понятно, чётко. Избегай речевого однообразия. Владей культурой языка. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца. Умей не только говорить, но и слушать.

- Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия совершенного вида? Подведём итоги?