12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аскарова Ольга Евгеньевна28
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Выступление «Музыка и музыкальная деятельность в развитии ребенка-дошкольника»

Нужно ли ребенку художественное образование? Художественное развитие нужно только тем, кто будет заниматься искусством профессионально. Всем остальным оно ни к чему можно жить без этого. 2. Художественное творчество не всем доступно. Есть одаренные, особенные дети и их очень мало, а все остальные… трудись не трудись, результата не будет. <номер>

«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» <номер>

Л.С. Выготский (1896-1934) «… искусство влияет на наш внутренний мир, на наши мысли и чувства так точно, как технические орудия на внешний мир, мир природы».

I. Музыка и раннее развитие ребенка. <номер>

М.Л. Лазарев – основоположник идеи пренатального воспитания в России. В 1984 году им была открыта первая школа пренатального обучения. Является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» (от лат. sonus - звук, natal – рождённый), рекомендованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ. <номер>

Младенчество 2- месячный ребенок нюансировано отвечает матери. Быстро осваивает набор оттенков звучания голоса, подстраиваясь к высоте, к громкости и мелодике песни матери; 4 - месячный – к ритмической структуре; 5 - 8 – месячный – способен различать разницу между двумя звуками по высоте; 8 -10 – месячный – проявляет способность к различению контрастных звуковых сочетаний. Язык музыкального общения – КАК, а не ЧТО произносится – главное не содержание, а интонация общения. <номер>

II. Музыка и эмоционально-чувственная сфера дошкольника. <номер>

С.И. Гессен «Основы педагогики» (стр. 159) «На ступени аномии объективность должного, непонятная как таковая, ребенку, должна быть явлена ему в образе естественной необходимости природы, и воспитатель должен наказывать так, как будто бы наказывает не он, а сама природа. Отрицания наказания является отрицанием всех других форм наказания, кроме «естественного».

Основные ступени нравственного образования (С.И. Гессен) Ступень аномии (беззаконие) –отсутствие сознания норм, которые хотя и могут нарушаться, но которым должно следовать. Для ребенка отношения к старшим регулируются не нравственными нормами, а природными отношениями силы и беспомощности.

III. Музыка и умственное развитие дошкольника. <номер>

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой». Михаил Казиник, всемирно известный скрипач и просветитель. Ведущий эксперт Нобелевского концерта. <номер>

Виленин Исаакович Гарбузов Психоневролог, профессор «Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до 5 лет) обучения детей чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того что детская непосредственность, интерес к живой природе подменяется абстрактным мышлением, раннее обучение может спровоцировать невроз». <номер>

Б. В. Асафьев «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд». умственные операции как: сравнение, анализ, синтез, сопоставление, запоминание, узнавание и т.д. <номер>

Б.В. Асафьев «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». <номер>

IV. Влияние музыки и музыкальной деятельности на физическое развитие дошкольника. <номер>

Улучшает здоровье – дыхание, снабжение мозга кислородом, и т.д.; Снимает стресс; Развивает речь - слова выговариваются нараспев, протяжно; Помогает в изучении математики и иностранных языков; Способствует развитию креативности и воображения; Развивает чувство коллективизма; Приносит счастье и радость. <номер>

«При регулярных занятиях пением повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые указывают на высокий иммунитет». Врач-кардиолог Алексей Батов. «Поверьте мне как врачу, пение — это лекарство, оно помогает человеку жить. Попробуйте сами. Певцом вы, может, и не станете, но дольше проживете точно». Александр Бронштейн, генеральный директор Центра эндохирургии и литотрипсии. «Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, приносит расслабление и покой. Пение – это структурированное дыхание». Доктор Гертруда Берка-Шмид психотерапевт, профессор Венского университета.

Исполнительство Для ребенка исполнительская деятельность: Не является профессиональной; Ориентирована на развитие музыкальных способностей; Является процессом наслаждения музыкальной деятельностью, игрой в музыку. <номер>

Ритмика <номер> – один из разделов исполнительской деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия. (А.И. Буренина)

Характер музыкальной деятельности ребенка (1-3 года) (А.Г. Гогоберидзе) Возраст Вед. деят-ть Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Характер музыкальной деятельности 1-3 года Предметно-манипулятивная Мир предметов Активное познание предметов, их свойств; освоение способов ориентации в условиях предметной деятельности; развитие самостоятельности в манипулировании. Музыкально-предметная <номер>

Характер музыкальной деятельности ребенка (3-7 лет) (А.Г. Гогоберидзе) Возраст Вед. деят. Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Характер муз. деят. 3-5 лет Игровая Мир социальных отношений Ориентация на другого человека; «примеривание» социальных ролей Муз.-игровая 5-7 лет Интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности Результат деятельности как способ социализации Самовыражение, проявление творчества в доступных видах деятельности; самопрезентация «Я» в группе; стремление к взаимоотношениям и взаимодействию. Муз.-художественная <номер>

<номер>

V. Музыкальный репертуар для дошкольников . <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей. Пояснение Художественность Использование в работе с детьми высокохудожественных образцов (шедевров) музыкальной классики, народной и современной детской музыки, которые помогают сформировать в представлении ребенка эталоны красоты. Разнообразные муз. впечатления формируют интонационный музыкальный опыт ребенка. Репертуар оказывает влияние на формирование вкуса и отношения детей к музыке. <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей Пояснение Доступность: для восприятия музыкальных произведений; Содержание музыки должно быть представлено яркими, понятными детьми образами программной музыки; Активное слушание музыки детьми – до 40 секунд; Музыкальные произведения небольшие по объему 1-3 мин. т.к. внимание детей неустойчиво; Музыкальные произведения должны быть с ярко выраженными контрастными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия и т. д.); <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей Пояснение Доступность: для исполнения их детьми. учет детских музыкальных интересов, детской субкультуры; учет деятельностной природы ребенка; учет эмоционального опыта ребенка; учета индивидуальных особенностей ребенка; <номер>

Художественности <номер> Художественности Доступности по исполнению по восприятию