Открытая дискуссия на тему школьного курса информатики
В основе дискуссии - личное мнение, рождённое как работой со школьниками, так и со студентами СПО и ВПО. В начале много слов, но надеюсь вы сможете осилить их :) Они - нужная увертюра к созданному диалогу. Информатика - пожалуй самая молодая из академических наук. И при этом сегодня, информатика - как учебная дисциплина лежит вдалеке от основных педагогических тенденций. Почему же? И как с этим жить? Отсчёт «самостоятельности» информатики условно можно вести с 1959 года. В этом году, доктор биологии Вашингтонского университета – Луи Фейн опубликовал статью в одном из самых авторитетных журналов Ассоциации вычислительной техники Communications of the ACM . Он ратовал за создание Высшей школы в области информатики. Попытку объединения информатики принял в 1962 году в университете Пердью (США) открыв первый профильный факультет. Международный научный конгресс в 1978 году официально дал определение понятию "информатика". За этим понятием остались области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Надо сказать, что именно это решение, пройдя через многочисленные переводы и адаптации и породило в массовом сознании мнение об информатике как о «науке о компьютерах». Хотя по зрелому размышлению, такое определение более чем странное. Являясь инструментом для работы с информацией, компьютер, для пользователя, мало чем отличается от молотка для плотника или половника для повара. Но почему-то мы не говорим о плотницком деле, как о «науке о молотках». И кулинарию мы не рассматриваем как «науку о половниках». А значит и значение информатики – куда глубже. За несколько десятков лет значение термина менялось, а область применения росла. Сегодня, пытаясь дать определение, можно посмотреть на страницы Большой Российской Энциклопедии которая сообщает, что: Информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценки информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, например разработка языков программирования и протоколов передачи данных. Это определение информатики как науки мы и можем взять за основу. Ситуация развивалась и в СССР и вот уже на заре 80-х программирование становится факультативом в рамках программы профессиональной подготовки старшеклассников. Кроме того, в программе по математике 8 класса ему так же посвящается отдельный раздел. Романтику так же подогревает популярнейшие Аркадий и Борис Стругацкие, своим культовым произведением «Понедельник начинается в субботу». И уже в 1986 году в образовательной программе всех отечественных школ появляется обязательная дисциплина «Информатика». В основу курса легли разработки академика АН СССР А.П. Ершова, которого по сути можно считать основателем отечественной школы преподавания информатики. Упрощая определение информатики можно сказать, что это наука, изучающая процессы получения, передачи, преобразования, хранения и использования информации. Иначе говоря - информационные процессы. Для каких же объектов характерны информационные процессы? Есть ли какие-то исключения? По сути объектами, для которых характерны информационные процессы, являются все объекты живой природы, т. е. биологические объекты, человек, общественные системы и часть технических систем. Эти системы в совокупности составляют предметную область информатики, поскольку именно в них и происходят информационные процессы. Однако эта предметная область не изучается учебной дисциплиной информатикой всесторонне. Понятно, что всестороннее ее изучение биологических, общественных и технических систем - это предмет биологии, группы антропологических, общественных и технических наук. Информатика изучает эту предметную область только в одном аспекте - с точки зрения происходящих в ней информационных процессов. Важнейшим методологическим принципом информатики, отмечается в работе «Развитие определений "информатика” и "информационные технологии”» под ред. академика РАН И.А. Мизина, является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных (в том числе биологических и социальных) системах. Сравним такое понимание предмета информатики как отрасли научного знания с содержанием (предметом изучения) школьного курса информатики. Сравнение показывает значительное несовпадение этих предметов. К такому же выводу мы приходим при сравнении содержания школьной информатики с предметной областью информатики, выделенной в Национальном докладе Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» для Конгресса ЮНЕСКО, проходившего в июне 1996 г. в Москве. В представленной в этом докладе структуре предметной области информатики выделены четыре блока: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. Анализ содержания этих блоков показывает, что из теоретической информатики в школьный курс информатики включены, по существу, только основы теории алгоритмов; социальная информатика отсутствует совсем; информационные технологии представлены очень слабо. А.А. Кузнецов подчёркивает, что наибольшее отражение получили средства информатизации - языки программирования, операционные системы, прикладные программные средства. Исходя из этого, школьный курс информатики следовало бы назвать скорее не «Основы информатики и вычислительной техники» (а затем -- «Информатика и ИКТ») а «Средства информационных технологий». Такой явный диссонанс между предметами науки и учебной дисциплины обратил бы на себя внимание, если бы речь шла о дисциплинах традиционных, всем понятных. Давайте представим изучение русского языка, исключающего раздел пунктуации или курс биологии, лишённый ботаники. В информатике же подобное положение вещей почему-то «не замечено». Тот же академик А.А. Кузнецов обращает внимание, что учебный предмет «Информатика и ИКТ» остается в стороне от многих тенденций развития образования. Суть этого явления в том, что несмотря на декларируемые тенденции фундаментализации содержания образования, в школьной информатике на практике наблюдается противоположная тенденция - усиление технологической, прикладной направленности. Все предметы идут по пути гуманитаризации и формирования межпредметных связей, и только в информатики все информационные процессы изучаются лишь применительно к компьютеру! Тем самым, к сожалению, курс основ информатики постепенно скатывается к курсу информационных технологий. Недаром некоторые специалисты в области дидактики, классифицируя учебные предметы, ставят информатику в один ряд с такими дисциплинами, как физкультура, черчение и трудовое обучение. Излишне говорить, что в современном обществе такая классификация неактуальна по сути, но вполне оправдана формально. Цитируя А. Энштейна «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности» стоит заметить, что информатика по сути ориентирована сегодня на профессиональную подготовку. И корни этого прискорбного явления все те же - пресловутая компьютерная грамотность! Заданная в самом начале ориентация курса на формирование компьютерной грамотности стала в дальнейшем постоянной доминантой его содержания. При этом подлинная причина появления информатики в школе (общеобразовательная значимость изучения области действительности, связанной с информационными процессами) так и осталась для многих, по существу, не осознанной. Теперь немного из реалий. Не будем лукавить. Не все дети в состоянии понять фундаментальные проблемы информатики. Какие уж "Вариационные исчисления оптимальных процессов", "Развития теории управления" или скажем "Проблема обеспечения надёжности вычислений при ограниченной точности исходных данных". Куда более простые, прикадные вопросы алгебры логики или работы с массивами данных - для многих тема нереально трудная. Неподъёмная. А между тем, давайте посмотрим, скажем, на выпускников 9 класса. В лучшем случае каждый 10 из них в состоянии сдать, не трудный вобщемто ОГЭ. НО!!! Бог бы с ним с ОГЭ. У этих ребят хворают бытовые знания и навыки. Для того чтобы перенести текст на новую строчку в ячейке Excel они ставят тысячи пробелов. В ворде на новую страницу тоже кстати Enter-ом ползут. Я молчу уж про оглавления.... Предполагаю, что сейчас многие учителя информатики не согласятся со мной. Почему? Потому что читать всё это станет учитель который работает. Но 80% студентов СПО и непрофильных ВПО приходят из школ, где информатика представляет собой ПРОФАНАЦИЮ учебной дисциплины. Они не владеют ни теорией ни практикой. Вернее владеют практикой, но на самом приметивном уровне. Каменный топор у них в руках, в эпоху цепной электропилы. Так к чему я это всё. Хочу предложить учебному сообществу дискуссию. Тема: разделение школьного курса Информатики. К примеру начиная с 8 класса. На курс Прикладной и Фундаментальный. Так, чтобы ученики могли сосредоточится либо на получении полезных навыков, котоыре смогут применить практически в любой профессии, либо на всестороннем рассмотрении курса, включая глубокие основы информатики как науки. Хотелось бы Вашего мнения. http://dpavlov4ever.ru/index.php/tvorcheskaya-stranichka/personalnyj-blog/item/16-otkrytaya-diskussiya-na-temu-shkolnogo-kursa-informatiki
Ирина Валерьевна Дундукова
Бутко Елена Юрьевна
Елена Сергеевна