Неформальный лидер в классе: хорошо это или плохо?
Лидер – кто он? В самом понятии «лидер» нет ничего плохого. В любом коллективе существует лидер, явными и скрытыми функциями которого являются инициирование интересных форм совместной деятельности и досуга, влияние на распределение ролей и статусов в группе, установление и поддержание определенной эмоциональной атмосферы. Обычно лидер — это человек, обладающий определенными способностями и качествами: физическими, личностными, интеллектуальными. В классе, как и в любом коллективе, существуют формальные и неформальные лидеры. К формальным, то есть официально назначенным лидерам, можно отнести старосту,командира класса, председателя классного совета и т.д. Чаще всего, это дети, отличающиеся активностью и хорошей учебой. Помимо формального, в любом коллективе есть и неформальный лидер, который, тем не менее, имеет большой авторитет среди одноклассников. К сожалению, достаточно часто неформальные лидеры утверждают свой авторитет в классе силой, грубыми нарушениями дисциплины, противодействием учителям и конфликтами с ними, дерзким и вызывающим поведением. С учетом специфики подросткового возраста,ребенок может попасть под влияние такого лидера из чувства протеста против взрослых, «стадности», свойственной подросткам, а иногда — из страха стать изгоем. Задача классного руководителя — направить энергию неформального лидера «в мирное русло». А родители ребенка должны воспитывать в нем способность противостоять коллективному мнению. Ведь далеко не всегда проделки неформальных лидеров класса можно назвать милыми детскими шалостями. И родители в панике...
Валуйская Лариса Николаевна
Raisa Zaxarovna