Инклюзия нужна! Для этого в образовательных учреждениях необходимо подготовить материально-техническую и кадровую базу. Пока этот вопрос решён в недостаточной мере, поэтому получается обычная социализация детей с ОВЗ.
Наши власти считают, что если пандус в школе сделали - значит школа готова к инклюзивному образованию. Это далеко не так. Лично я, как педагог, не готова учить детей слепых, глухих, или психически больных. Не потому, что не хочу, а потому что нет знаний, умений и навыков. Да и просто не представляю себе как в классе где сидит 30 человек будет учится слепой или глухой. Как я ему обеспечу достаточный уровень образования? Если детей необходимо социализировать их не обязательно на все уроки сажать в обычную школу. Думаю, что на первом этапе проведение совместных мероприятий, праздников, интегрированных уроков достаточно. К нам пару лет назад привезли в детский дом школьников из специализированного интерната для детей с отклонениями в поведении. Мне повезло - достались адекватные. А вот моя коллега рассказывала, что у нее мальчик шарики на уроке ловил... Закончилось тем, что у меня аж 12 человек были на домашнем обучении и ходила я к ним три раза в неделю в детский дом на другой конец города. Работала (педагогическая нагрузка) 37 часов. В школу дети не ходили. В детском доме творили что хотели... Несколько человек не получили аттестат после 9 класса. Вот.
Я и пишу, что необходимо в обычных школах подготовить кадровую базу! Чтобы педагоги могли работать с детьми с ОВЗ. У нас в коррекционной школе такие дети, что "шарики на уроке ловят"или то и дело кричат-мычат и т.д. есть!
Возникает вопрос кто будет платить за переобучение. В нашем интернате всё легло на плечи учителей. И в коррекционном учреждении, где класс от 4 до 10 человек, естественно наличие обучающихся с отклонениями в поведении и другими отклонениями. А вот в обычной школе, где 20-30 человек в классе, наличие даже одного ребёнка с сохранным интеллектом, но с недостатком слуха или зрения, процесс качественного образования для всех обучающихся ставится под вопрос. Сначала надо действенной сделать доступную среду для инвалидов и без барьерную среду для инвалидов в рамках профессионального обучения и трудоустройства. А то коты есть, а воспользоваться инвалиды ими не могут.
Поддерживаю. И ладно, если в классе будет сидеть один ребенок с ОВЗ с одним заболеванием, а если будет больше, да еще разные. Даже чисто теоретически я не представляю как вести урок, я не готова.
Не волнуйтесь по этому поводу. Я думаю родители могут, конечно, попробовать усадить ребёнка с особыми образовательными потребностями в обычный класс, но потом они всё-таки опомнятся и отведут его в коррекционную школу по профилю. Благо коррекционное образование ещё никто не отменял. В нашу школу-интернат, бывшую 1 и 2 вида, набор продолжает быть высоким. Мы также стали оказывать консультативные услуги по обучению и воспитанию детей с недостатками слуха.
Татьяна Владимировна, все так, если есть она - эта коррекционная школа. У нас же одна школа и один интернат в городе. Коррекционной школы для слепых, глухих или с какими другими заболеваниями нет. В интернате учатся дети со справками 8 вида. Родители учеников с трудностями в обучении либо отказываются проходить ПМПК, либо как у меня "идуче не идяху", т.е. Согласились, документы забрали и все. И даже не скрывают, что проходить врачей не собираются. Все такие занятые. А нам двойки ставить запретили. Вот и сидит это чадо, сопли (извините) по парте размазывает. Учительница музыки рассказывала, что три урока мальчик песню "Три белых коня". Получил задание выучить хотя бы один куплет. На четвертый урок пришел не готовым. Получил двойку. Я уж не говорю о других предметах. По русскому языку текст из трех предложений целый урок переписывает. Мама только руками разводит и причитает "Ну что мне с ним делать". Ответ один - пройдите ПМПК. Мама "Да, надо!" Воз и ныне там! Научить такого не могу ничему в условиях 29 человек в классе. В декабре нож принес в школу. Спрашивается - Зачем??? И это 6 класс! Спросите, куда глядел учитель начальных классов? Я бы тоже хотела узнать! Другой есть, аутист почти. Тот со справкой. только учительнице русского языка в тетради такие опусы пишет, типа : Сгори в аду!
И что делать? А если сюда еще слепого, глухого и колясочника добавить? Куда нормальным детям деваться???
Светлана Геннадьевна! Наша коррекционная школа-интернат находится в областном центре г.Курск. В школе учатся как городские, так и областные дети. Неслышащие есть как с сохранным интеллектом, так и с ЗПР и умственной отсталостью. В моём классе уже в 9 кл. учится девочка, которая успешно, когда-то закончила начальную школу, но в 6 кл. она с программой не справлялась. И вот мы её тянем уже 4 год и тянуть будем ещё 2 года, потому что на ПМК водят до 3 класса включительно. Как в нашем случае, так и в вашем это упущение начальной школы. Единственный мой совет: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, предложите им возможные пути обучения, надомное или в коррекционную школу-интернат в другом городе Калининградской обл. И потом у детей с умственной отсталостью обязательна должна быть инвалидность, если её нет пускай родители оформляют. В карте ИПР инвалида должна быть записана программа обучения. Дети-аутисты у нас на домашнем обучении.
Родители с ними приходят в школу 3 раза в неделю. И ещё по последним данным дети с умственной отсталостью инклюзии не подлежат. Успехов вам и терпения! Привлекайте к своей работе соцпедагога и психолога.
Дети с ОВЗ бывают разными.Физические недостатки не должны быть препятствием к получению общего образования. Я знаю пример, когда в классе обучался ребенок-колясочник, был успешен в учебе и общении со сверстниками. Но ни как нельзя допускать совместное обучение обычных детей и детей с психическими отклонениями в развитии.Для них нужны особые условия и обучения и воспитания, особые методики. Ребенок с психическим отклонением попавший в обычный класс не только не будет развиваться сам,но и не даст обучаться всем окружающим.А для учителя это будет ад, а не работа.
Я согласна, что физические недостатки не должны быть препятствием для обучения в общеобразовательной школе. Но к массовому приему детей с ОВЗ школы не готовы. Я работаю с детьми с ДЦП, которые обучаются на базе реабилитационного центра. Здесь они не только учатся, но и получают медицинские услуги. У меня в классе 10 человек, помогает мне младший воспитатель. Родители понимают, какие созданы для ребят условия и не хотят переходить в массовую школу.
Вот и я говорю - наличие пандуса не есть готовность школы к массовому приему детей с ОВЗ. Я не против их учить. Но у меня нет специальных знаний. Да и класс под 30 человек не есть комфортная социальная среда.
Полностью согласна с Вашим комментарием. Стоит только добавить, что наличие умственно отсталого или ребенка с психическими заболеваниями в обычном классе - это ад в первую очередь для самого ребенка. Жалко мне таких детей. Сейчас родители детей с ОВЗ в погоне за чем-то новым, в стремлении доказать окружающим, что их ребенок "такой же, как все" забывают про самого ребенка. Пытаются удовлетворить собственные амбиции. Итог всегда один - травма для ребенка.
Обучая ребенка в коррекционной школе, родителям никто не запрещает вводить своего ребенка в общество (дружить с обычными детьми во дворе, посещать кино, театры и т.п.)
Да, Татьяна Николаевна, полностью с Вами согласна. Родители кидаются из одной крайности в другую. Первая - многие родители вообще пытаются оградить своего ребёнка от окружающих, вторая - следуют новшествам современного образования. Социализировать ребёнка с ОВЗ можно включая его в социальные отношения, например, через ОДО. Социализация и качественное образование - это не всегда совместимые вещи. За последние 100 лет разработаны качественные методики в коррекционном образовании. И не использовать проверенные годами технологии в образовании, на мой взгляд, будет неправильным подходом.
В этой связи предстоит организовать большую разъяснительную и просветительскую работу с родителями. Правда, кто это должен делать в нормативных актах не указано.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сомова Светлана Геннадьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Головина Татьяна Владимировна
Морозова Марина Александровна
Головина Татьяна Владимировна
Сомова Светлана Геннадьевна
Головина Татьяна Владимировна
Сомова Светлана Геннадьевна
Юлия Станиславовна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Сомова Светлана Геннадьевна
Пушкарь Татьяна Николаевна
Головина Татьяна Владимировна