5 причин, почему от оценок в школе давно пора отказаться

Оценки не готовят ко взрослой жизни. Они заставляют стремиться к чужим усредненным идеалам, запирая творческое начало в детях. Старший вице-президент управляющей компании «ПроОбраз» Дмитрий Волошин уверен: чтобы соответствовать современному миру, систему оценивания в школе необходимо пересмотреть.

Дискуссия создана 21 April 2017

в группе «Классное руководство»

Ответы
37246
Эксперт сайта
в сети

"Я (Дмитрий Волошин) выступаю противником школьных оценок. Эту позицию сейчас разделяют многие, и даже школьные учителя поднимают вопрос, о том, как вредна система оценок в существующем виде. Конечно, все понимают, что современная школа выстроена по принципу ресторанов фастфуда. Быстро, дешево и массово. Надо было обеспечить среднее образование для всех без исключения — вот и обеспечиваем. С учётом этих целей оценки гарантируют некоторый усердный «результат» образовательной деятельности. Вот только есть одно «но»: этот «результат» — наши дети. Мир сейчас слишком изменился и не приемлет «усредненного», ему нужно «уникальное». Как следствие, мы волнуемся, сможет ли наш ребёнок найти себе достойное место в жизни после завершения школы. Не хочу показаться резким, наоборот, стараюсь быть объективным. Предположим, я ничего не смыслю ни в педагогике, ни в устройстве образовательного процесса. Я рассуждаю как отец, у меня, знаете, двое детей, 11 и 14 лет. Сложный возраст. Они активно ищут себя, и им тесно в рамках, которые задает школа. Их восхищает и пугает сложность окружающего нас мира, в то время как школа дает очень упрощенную картинку. И оценивание — один из инструментов этого упрощения, способ оцифровать то, что цифровать не стоит. Как можно оценить правильность восприятия ребенком «Войны и мира»? И что такое правильность? Может быть, упоминания всех этих эпизодов вроде «встречи с дубом» или «неба Аустерлица» не есть критерий оценки? Может быть, не стоит снижать оценку из-за того, что ребенок слегка по-другому чувствует произведение? Мне кажется, что мир устроен сложнее. В нём нет оценок как таковых, весьма редко встречаются абсолютные победы и абсолютные неудачи. Более того, ориентироваться на внешние оценки весьма опасно. Гораздо важнее внутренняя убежденность в том, что ты делаешь правильные или неправильные вещи. Гораздо важнее твоя собственная рефлексия, отработка полученного опыта, нежели навязанное извне мнение. В этом смысле школа выполняет сдерживающую роль: заставляя ждать внешние оценки, она лишает части возможностей для самостоятельного развития. Грубо говоря, делает развитие игрой случая, а не целенаправленной деятельностью. Или, с другой стороны, фокусирует на проявлениях, а не на сути."

21 April 2017

На самом деле, оценок четыре, единицу ведь мы не ставим. Система устарела. Пятёрка имеет подвиды: твёрдая пятерка , прекрасный ответ, молодец, неплохо. В тетрадях мы позволяем поставить 5-, 5+, 5. Вот и думай, как правильно оценить?

21 April 2017
37246
Эксперт сайта
в сети

Валентина Ивановна, а у нас в коррекционной школе подвиды имеет "3" (3- -, 3-, 3 - +, 3, 3+). А в итоге всем ставим "3".

21 April 2017

Согласна с Вами. Точно такие же "подвиды", если не больше, имеет и "3".

21 April 2017
37246
Эксперт сайта
в сети

Спасибо!

21 April 2017
Ответ

::smile30::::smile31::

21 April 2017

Судя по некоторым детям, они уж и сами отказались от оценок ::smile3::Говорю:Поставлю двойку! Ответ : ну и что?!

21 April 2017
3531
Эксперт сайта

Ну отметки как элемент мотивации изживаютсебя... Но ничего другого не придумали... Мне не нравится, что опять призывают "что-то изменить", но при этом не предлагают ничего в замен! Оценки отметь, а что в них?? Наши ученики (да и их родители) чем еще мотивированы на получение знаний и умений?? Интересом? Любознательностью? Если уж что-то отвергаешь, то предлагай альтернативу

21 April 2017

Поднятая проблема актуальна, но доводы Д. Волошина - клише. Правда он сам признался, что ничего не смыслит в педагогике. Он говорит о реформе массовой системы образования. А система образования или массовая или каждый родитель сам в силу собственных средств и умений обучает своих чад. Тот уровень индивидуализации учебного процесса, о котором он рассуждает в школе никогда не добиться. Это уже стало этаким мейнстримом среди 25-40 летних рассуждать о системе образования примерно следующим образом. "Я учился в школе. С меня хотели сделать робота. Но я сам научился всему, что мне в жизни пригодилось. Хвалите меня за мою исключительность." Примеры, которые он приводит в качестве доказательств - расхожие байки про школу, далекие от действительности.

21 April 2017

Почему клише? Надо пересматривать! 10-ти бальная система очень удобна! Освоен или не освоен предмет- это слишком, но вот взять к примеру Вас, критерии оценивания как прописываете? Или тоже индивидуально и не дифференцируемо? К каждому заданию, что Вы выдаёте ученику у Вас есть табличка с критериями? Так вот! Это очень широко! Есть бальная система и уже по баллам, а именно вхож или нет тот или иной ДИАПАЗОН, вы можете ставить 5-ти бальную оценку! А если немного расширить, то и не было бы никаких проблем!

28 May 2017

Опять реформы! Чем оценки не устраивают? Можете разработать свою систему оценивания, в конце четверти или семестра переводить в привычные баллы. Набрал максимум - 5, и т.д.

10 January 2018