Школьное образование в России осталось на уровне 19 в.?

Российские школы остались на уровне XIX века в подходах к обучению детей. Об этом в рамках своего выступления на семинаре для директоров школ Подмосковья сказал глава Сбербанка Герман Греф. «Проблема нашей школы, в моем понимании, что она осталась школой XIX века. Современную школу родил Вильгельм фон Гумбольдт в униженной Германии, завоеванной Наполеоном. Стране нужно было родить солдат. Гениальный Гумбольдт для своего времени подал идею всеобщего образования и создания из молодежи такой армии учеников», — сказал Греф. Глава Сбербанка отметил, что основа обучения осталась той же, и это «гигантская проблема». «Великий министр образования Японии в то время, в 1850 году честно писал, что нынешняя система насильного образования не несет счастья школьнику, она создана для государства. Лучше не скажешь», — добавил Греф. Он также указал, что навыки важнее знаний, и главная трансформация, которую должна пройти российская школа — это переход от преподавания знаний к преподаванию навыков.

Дискуссия создана 28 May 2017

в группе «Методическая работа в школе»

Ответы

Должно быть или нет образование всеобщим? Если отменить "систему насильного образования", то какое будущее ждет детей, страну? Кому в стране нужен "переход от преподавания знаний к преподаванию навыков"? Давайте порассуждаем, коллеги.

28 May 2017

Я 30 лет работаю в школе. Учила разных детей и меня сложно чем -то удивить. У меня есть опыт работы в ШКОЛЕ, но я боюсь делать такие выводы, которые сделал господин Греф, работник СБЕРБАНКА.

28 May 2017
Ответ

Маргарита Владимировна, спасибо за ответ. Больше всего в его словах меня настораживает "переход от преподавания знаний к преподаванию навыков". Такое вообще возможно? Любой навык основывается на определенном объеме знаний, за исключением "бери больше - кидай дальше". Может это и имел ввиду финансист?

28 May 2017

Чувствуется "демократический подход". Хочешь учись, хочешь не учись. Хочешь работай, хочешь не работай. Это совершенно не подходит для русского менталитета!(моё мнение) Пропадает слово НАДО! И взамен ему приходит слово ЗАЧЕМ! Но как может ребёнок (гражданин до 18 лет) определить своё место в обществе? Зачем знать математику и русский, умею считать, писать и ладно... Но может Греф неправильно сформулировал свою мысль, но тогда где перечень компетенций (навыков) которыми должен обладать гражданин РФ по достижению 18 лет?

28 May 2017

В выступлении Грефа больше вопросов, чем ответов. Но, то , что он предлагает сведет на нет слово "надо" - в этом Вы совершенно правы.

28 May 2017

Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В основу системы были положены три принципа: - бесплатность, - бессословность (кроме крепостных крестьян), - преемственность учебных заведений. Система народного образования, подчиненная министерству, включа­ла в себя: 1) Приходские училища - 1 год обучения; 2) Уездные училища - 2 года: 3) Гимназии в губерниях - 4 года; 4) Университеты – 5-7 лет. http://ogni-s.ru/page/95/119<div> <div>Может и не так плоха была система образования в 19 в.?</div><div> </div><div>Может и не стоит "тащить" всех к обязательному среднему образованию?</div></div>

28 May 2017

А вот это господам либералам по сердцу! Зачем на всех детей тратиться 9 или 11 лет, зачем платить огромной армии учителей? Песня!

28 May 2017
Ответ

Елена Викторовна, я с Вами полностью согласна. Все мои вопросы риторические. Но один по существу, Все ли дети, которых Вы обучаете способны закончить 9, 11 классов ?

28 May 2017
Ответ

Ирина Николаевна, практически все дети в состоянии окончить 9 классов. Но каждому нужен свой темп, а система аттестации у нас не понятно на кого рассчитана. Точнее понятно: на возможность "подловить" учителя.

28 May 2017
Ответ

Вот!. Как бы мы ни дифференцировали подход к разным учащимся, как бы мы ни " ни вставали на шпагат", чтобы он получил свою "тройку" - перед экзаменом все равны.

28 May 2017
Ответ

Да, Ирина Николаевна. Мне абсолютно не понятно, зачем постоянно усложнять экзамен?! По обществознанию 10 лет назад достаточно было знать главу Конституции "Права и обязанности человека и гражданина". Теперь надо знать ВСЮ Конституцию, уголовный, административный, гражданский, семейный, трудовой, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы. Зачем это детям, которые не хотят становиться юристами?

28 May 2017
Ответ

Елена Викторовна, нашла статью, где мальчик рассуждает так: «Если бы меня пригласили к министру образования, я бы сказал, что вполне достаточно того, чему обучили до 5-6 класса. А потом нужно давать детям возможность примерять на себя разные профессии, чтобы они выбрали подходящую, и специализировались на ней».

28 May 2017
Ответ

Елена Викторовна, так должно быть среднее образование всеобщим или нет? Мне очень интересно Ваше мнение.

28 May 2017
Ответ

9 классов окончить способны все (кроме коррекционных классов), но встаёт другой вопрос... Если ребёнок закончил 5 классов, то где он будет находится? Сейчас подростков контролирует учебное заведение (у нас в системе СПО несовершеннолетних очень трудно отчислить, даже если студент пишет по собственному, то сообщается органам, что ребёнок нигде не учится). Да и в 19 веке труд детей никого не удивлял,время было такое...Но сейчас!

29 May 2017
Ответ

17 летний ребенок не может пересдать ОГЭ по математике. Что ему делать? Экзамен он не пересдаст ни при каких обстоятельствах. Не случайно он в 17 лет сидит еще в 9 классе. В свое время МПК определила "педагогическую запущенность", поэтому он "обучался", вернее посещал общеобразовательную школу.Может, если сложилась такая ситуации, выдавать аттестаты и в 9, и в 11 классах с двойками?

29 May 2017
Ответ

Выдавать документ с перечнем предметов с положительными оценками. Например, по химии "два" - её нет в списке.

29 May 2017

Ответ #244977 был удален 30 May 2017

Ответ

Спасибо. Я также считаю, что документ выдавать надо.

30 May 2017

Отвечу сразу и Наталии Алексеевне, и Ирине Николаевне. Не мне Вам объяснять, какова была наша советская система образования. Она давала основы по всем предметам, однако только около 30 % выпускников поступало в ВУЗы. Это было естественно, и никто не требовал от школы подготовки к институту, но тот, кто туда поступал, соответствовал по уровню образования, и не требовалось целого семестра, чтоб довести "полуфабрикат" до нужной кондиции. Кстати, и ВУЗ заканчивали те же 30% от поступивших. У нас была нормальная система профтехобразования, и выпускники 8 класса не "ломились" в 9 класс! А родители прислушивались к учителям, принимали их рекомендации. Таким образом обеспечивался баланс специалистов с высшим и средне-техническим профессиональным образованием.Второе: я не думаю, что ребенок в 11-12 лет в состоянии сделать адекватный выбор будущей профессии. Кстати, и сейчас ему предоставлены возможности заняться в кружках и секциях по интересам. Кроме того, в 11-12 лет ребенок вступает в подростковый период, характеризующийся особой протестностью, отсюда и это "зачем учиться, мне это не надо".Третье, в старой школе было достаточно часов на отработку умений и превращение их в навык. На экзаменах не выдавали списки формул, мы их знали наизусть. Уже неоднократно говорилось, что троечник старой школы знал больше, чем нынешние отличники-ударники.И четвертое, в школе ведь ребенок не столько изучает математику, географию, физику и другие предметы, он учится принимать решения, брать на себя ответственность, налаживать отношения с окружающими и , главное, учится подчиняться правилам того сообщества, в котором находится. И вот здесь и начинают "лезть уши" всех перестроек и реформирования в образовании!Все стали отстаивать свои права, забыв про обязанности и про то, что право одного заканчивается там, где начинается право другого. Все посчитали, что воспользоваться ВУЗом как социальным лифтом, просто жизненная необходимость, а получать рабочую профессию - удел гастарбайтеров! Плюс просто нескончаемые реформы! Не успеваем увидеть результат одной, как парочка новых уже внедряется! И как, скажите, будет ехать автомобиль, где не доделали один узел, и стали демонтировать и усовершенствовать другой? Да никак! Вот это "никак" мы с Вами сейчас и наблюдаем. Учителей загнали в пространство между молотом и наковальней. Специалисты "старой школы" за счет опыта как-то пытаются "выплыть", а молодежи это не надо, тем более за такую зарплату, тем более без желания и умения брать на себя ответственность! И теперь выводы: В школе, как в армии, не может быть демократии. Это приводит к развалу этого социального института. Я понимаю, что мои высказывания могут вызвать бурю негодования, однако надо понимать, что в школе работают не люди с улицы, а специалисты и они знают что и как делать. У нас же все, кому не лень, советуют и даже законодательно определяют, что делать специалистам с профессиональным образованием и огромным опытом работы. Вот мы и имеем то, что имеем: постоянно ремонтируемый, совершенствуемый и абсолютно обездвиженный автомобиль российского образования.

29 May 2017

Елена Викторовна, огромное спасибо за ваш развёрнутый ответ! Поддерживаю Вас!

29 May 2017

А ответственность за такие реформы кто-то должен нести? Кто-то отчитался? Кого-то наказали за неудачные? Распил бюджета - вот что такое реформы. Брать на себя ответственность, показывать пример, по-моему, должна, прежде всего, власть. В каких отношениях (учитель-директор, учитель-ученик, учитель-родитель) вы видите проявление демократии? От требований, претензий родителей (думаю, зачастую, необоснованных) надо бы как-то оградить учителя. Сравнение школы с армией ужасное. Хотя, да, учитель сегодня такой же бесправный, как и солдат. Всегда восхищалась авторскими школами, о которых рассказывали на курсах: как-то умели заинтересовать, не навязывая; раскрыть талант, увлечь (об образовании, школах в других странах - вообще молчу). Армейского там ничего нет. Моя гимназия начиналась как инновационное учреждение: не подчиняемся никаким управлениям образования, главное - учить так, чтобы ученики успешно выступали на олимпиадах и поступали в вуз (тогда не было ЕГЭ). Думаете, долго мы продержались в свободном полете?..

29 May 2017
Ответ

В свободном полете продержались Вы не долго, можно даже не угадывать! За реформы никто не ответил. Господина Фурсенко из одного кресла пересадили в другое. Это тоже старая русская традиция. А сравнение с армией у меня не в плане дедовщины, а в плане порядка. Распоряжения отдаваться должны разумные и природосообразные (как у Короля Экзюпери), тогда все будет по плану и никакой дедовщины, как подумают, наверное, некоторые люди.

29 May 2017
Ответ

Именно на такой ответ я и рассчитывала. Елена Викторовна, спасибо Вам большое. Вы замечательный, грамотный во всех отношениях собеседник!

29 May 2017
Ответ

Спасибо за комплимент, Ирина Николаевна.

29 May 2017

Полностью вас поддерживаю, Елена Викторовна! Бесконечные реформы в образовании раздирают его на части.

29 May 2017
Ответ

Любому управлению образования удобно работать по единожды выбранному алгоритму. У всех, начиная с гимназии, и заканчивая малокомплектной школой одни и те же отчеты, зачеты и т.д. и т.п. Никаких вам инноваций и экспериментов.Всех под одну гребенку, независимо от контингента учащихся. Представляете какую проблему создают нестандартные школы, они вообще не вписываются в их "хорошо отлаженную" систему.

29 May 2017

Согласна с каждым словом! Именно так всё происходит! Вот только одно удивляет, почему это видим только мы учителя???

29 May 2017
Ответ

Скажу про свой лицей. У нас классы с 9-го по 11, других нет (+эксперимент с 8-ми). Когда начинают устанавливать рейтинг учебных заведений, мы в пролете: в рейтинге всегда есть позиции, отражающие работу начальной школы. А у нас её нет. Но и к профессиональным лицеям не относимся - у нас физико-математическое направление. И такое заведение одно в городе: лицеев в городе еще несколько, но в них классы с 1-го по 11-ый. Три года назад была предпринята попытка чиновников слить лицей с одной из школ в комплекс и только серьёзные действия со стороны ректоров вузов помогли сохранить лицей как уникальное учебное заведение.

29 May 2017
Ответ

Ура! Я рада за Ваш лицей!

30 May 2017
Ответ

У Вас, наверное, сильный контингент учащихся. Сама очень люблю работать с старшеклассниками.Я думаю, что это не последняя попытка с кем - нибудь вас соединить. Придумают такое, от чего вы "не сможете отказаться".

30 May 2017
Ответ

Просто повезло, что сумели отстоять свой лицей! Сейчас многим это не удаётся сделать!

30 May 2017
Ответ

Сами бы не справились, спасибо ректорам ведущих вузов. Они за нас горой.

30 May 2017
Ответ

Замечательно, что есть такая мощная поддержка! Вузам тоже хочется учить умненьких ребят.

30 May 2017

Не далее, как сегодня прочитала, что в современной школе очень важен деятельностный подход, а учителя все сводят к ЗУНам. Не написали только "костные и глупые учителя"! Но вот у меня вопрос все время возникает: хорошо, оставим умения в покое, пусть дети только деятельностью занимаются, а как они что-то будут делать, если они не имеют этих самых ЗУНов? Гуглить будут? А на работу таких гуглистов как принимать будут? Операцию врач по Интернету проводить будет? А строитель как дом строить будет? На обум? Наверное, я совсем костная и не вписываюсь в эти стандарты...

29 May 2017

Елена Викторовна, как сейчас, наверное, Вас понимает огромное количество учителей. Все современные педагогические технологии, которые соответствуют ФГОС, имеют рамочную структуры. А нам со свои советским образованием в этих рамках тесно!

29 May 2017
Ответ

Я понимаю, новая система хочет приготовить узких специалистов, настолько узких, чтоб как Псаки заявить, что если Россия нападет на Белоруссию, то Америка сразу отправит туда свой флот! ::smile20::

29 May 2017
Ответ

Дети мне часто вопрос задают: "Откуда Вы знаете?", если вопрос касается математики, физики или литературы, например. Я отвечаю, что заканчивала СОВЕТСКУЮ школу.

29 May 2017
Ответ

Ну, очень узких!::smile10::

29 May 2017
Ответ

Аналогично!

29 May 2017
Ответ

"Уже" некуда!!!::smile10::::smile10::::smile10::

29 May 2017

Да, школа для государства, она является первоосновой мощи государства, а не создана для удобства и развлечения ребенка. Элемент принуждения в обучении есть всегда и везде, т.е. в любом образовательном учреждении любого уровня в любой стране и при любом режиме. Учитель может завернуть жесткое "надо" в яркую обертку "интересно" и совместно с учеником лакомиться педагогическими "конфетами", но именно учитель направляет процесс, выполняя заказ государства. Шквал реформ в системе образования направлен на разрушение образования, учителя-профессионалы противятся этому, но чиновничья машина, тупая и бездушная, давит школу.

29 May 2017

Подписываюсь под каждым словом!. Наталья Николаевна, обратите, пожалуйста, внимание на сообщение 19. Как Вы считаете, надо ли выдавать аттестаты всем учащимся школы не зависимо от результатов ГИА? Мне очень интересно Ваше мнение по этому вопросу.

29 May 2017

Просто один вопрос, а он какую школу закончил????

3 June 2017