Открытое письмо Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову.
Открытое письмо Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову об острых проблемах современного образования, требующих незамедлительного решения. Публикуем обращение, созданное по инициативе педагогов из разных регионов России и присланное нам с просьбой опубликовать. Обращение открыто для подписания и будет направлено в адрес министра. Считаем необходимым выразить свою позицию относительно школьной образовательной системы. В последние годы произошла девальвация как школьного, так и вузовского образования. Очевиден тот факт, что механизм, запущенный в период модернизации, работает на чиновников, а не на детей (на первый план вышли показатели ЕГЭ, ОГЭ) и ведет к разрушению приоритетных ценностных ориентиров в образовании. Запущена бюрократическая машина, на которую работают все образовательные учреждения и контролирующие органы. В результате работы данной системы невозможно осуществить интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие ребенка, более того, она убивает в нем все его потенциальные возможности, потому как он не находит поддержки в педагоге, замороченном системой. Блага для общества, обещанные новыми стандартами и законом «Об образовании в РФ», существуют только на бумаге. На деле же образование сегодня - Королевство кривых зеркал («Это, по-твоему, крошка? Ну-ка, поднеси ее к зеркалу!.. Что ты видишь в зеркале, мальчишка? Ну?... Целая булка! И после этого ты говоришь, что тебе нечего есть?»). Как персонаж сказки В.Губарева, чиновник языком бумаги утверждает, что «огромная булка образования» удовлетворяет запросы современного общества, тогда как множество острых проблем, многократно освещенных в СМИ, носят разрушительный характер и остаются нерешенными. Назовем некоторые из них: - Бюрократический механизм отнимает время педагогов, предназначенное для работы с детьми. При остром дефиците кадров увеличились функциональные обязанности педагогов, не мотивированные ни пользой для ученика, ни временем выполнения работ, ни материальным обеспечением (дублирование бумажных документов в электронном виде, создание рабочих программ и т.д.). Данная ситуация ведет к нарушению Трудового законодательства и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075, согласно которому продолжительность рабочего времени педагога не может превышать 36 часов в неделю. Обслуживание бюрократической системы ложится на плечи учителей, они же должны в обязательном порядке переучиваться за свой счет, тогда как зарплата по-прежнему остается низкой и повышается только за счет дефицита кадров и двойной нагрузки на учителя – проблему кадров так решить невозможно. При существующей рыночной системе оплаты труда учитель существует вне этой системы: большую часть своей работы он делает бесплатно и за счет своего личного времени. - Падает престиж профессии учителя, в том числе связанный с «обюрокрачиванием» профессии, ставящим педагога в безнравственную позицию (фальсификация результатов учебной деятельности), напрямую обусловленную политикой чиновников, нацеленной на показатели, что ставит под вопрос нравственную сторону воспитания подрастающего поколения. - В невыгодное положение поставлен творческий учитель: педагогический поиск заменён бумаготворчеством и ограничен шаблонами: рабочими программами, технологическими картами урока и т.д. - Отсутствует логика в выборе форм и содержания базовых знаний в выпускных экзаменах в 9 классах (при сокращении часов на изучение предметов – возрастание требований к выпускнику). - Ликвидация вариативной формы проведения итоговой аттестации в 9 классе лишила возможности индивидуального подхода к учащимся на основной ступени образования. - Отсутствие тесной связи педагогов и медиков (узких специалистов: неврологов, психотерапевтов и др.) ставит под вопрос наличие в школе индивидуального подхода вообще, т.к. к больным и к здоровым детям на аттестации предъявляются одинаковые требования без учета показателей здоровья ребенка. - Отсутствие механизма работы с учениками, не прошедшими итоговую аттестацию за курс основной школы, приводит к формализации выпускного экзамена и нарушению статьи 59 п.2 и п.11 закона «Об образовании в РФ», где обещается независимость и объективность экспертизы знаний учащихся и ограниченный доступ к КИМам (которые в мае-июне 2014 г. появились в Интернете за несколько дней до экзаменов). - Не работает пятибалльная система для оценки знаний учащихся, на деле оказавшаяся трехбалльной («5», «4», «3»), что нивелирует разницу между действительными и мнимыми знаниями, лишает ученика стимула их получать, дискредитирует сам экзамен как форму проверки знаний. - Вызывает недоумение введение новых ФГОС, для внедрения которых не создано никаких условий (в том числе учебно-методических: переизданные учебники, методические пособия, имеющие значок «ФГОС», не изменили ни формы, ни содержания учебного материала). Всё вышеизложенное должно побуждать аппарат Министерства образования РФ к активным действиям, которые помогут решать указанные проблемы в целях улучшения качества образования. В связи с этим считаем необходимым требовать: 1) НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОГО сокращения документооборота, в том числе отмены бессмысленного переписывания рабочих программ учителями (разрешить пользоваться готовыми пособиями, допущенными Министерством образования и науки РФ); 2) вынести на массовое обсуждение с учителями-предметниками форму ОГЭ по русскому языку в 9 классе и выпускное сочинение по литературе с целью корректировки содержания и своевременной методической подготовки учителей (неожиданные изменения, не предусмотренные рабочими программами, противоречат и самой сути планирования учебной деятельности на год); 3) вернуть вариативную форму экзамена в 9 классе (с предварительным обсуждением), чтобы учесть индивидуальные возможности обучающихся в основной школе; 4) предпринять конкретные шаги для обеспечения индивидуального педагогического и медицинского сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии, как предусмотрено законом «Об образовании РФ» (статьи 34 п.1.2, ст. 42, ст. 58 п.9); 5)сделать действенной пятибалльную (или иную альтернативную) систему оценивания, чтобы дать возможность показывать не мнимые («три пишем, два в уме»), а реальные результаты учебной деятельности, в том числе в аттестатах общего и среднего (полного) образования; 6) нововведения начинать не с документооборота, а с поэтапного создания материально-технической и научно-методической базы, чтобы обеспечить разумное и логически ясное внедрение ФГОС; 7) выносить проекты нововведений в школе на массовое обсуждение педагогическим сообществом; 8) рассмотреть возможности дополнительного финансирования программ (образовательных проектов), не имеющих под собой ни материальной базы, ни соответствующего кадрового обеспечения; 9) создать рычаги управления, которые приведут в действие закон «Об образовании в РФ», регламентирующий права всех сторон образовательного процесса и работающий сегодня только на бумаге (в частности, ст.47 п. 2.: В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.) Контактный телефон инициатора петиции Инютиной Анны Николаевны - 8-904-276-96-65 http://www.pedagog-prof.org/2012-11-16-08-09-33/item/607
власова Наталья Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Дзюрич Елена Алексеевна
Юлия Станиславовна
Дзюрич Елена Алексеевна
Бибикова Галина Александровна
власова Наталья Николаевна
Дзюрич Елена Алексеевна
Елена Сергеевна