Положение об оценках 1834 года
Перед вами - любопытнейший исторический документ, красноречивое свидетельство той высокой ответственности, которую брали на себя лучшие организаторы российской системы образования. ПОЛОЖЕНИЕ Для постоянного определения или оценки успехов в науках. Высочайше утверждено 8 декабря 1834 года. Успехи воспитанников в науках проистекают или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а следовательно, и должны быть оценены сколько можно приблизительно к этому образом. Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом: 1-я степень (успехи слабые) Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в одной, или потому, что совершено не радел при наклонностях к чему-либо иному. 2-я степень (успехи посредственные) Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия. 3-я степень (успехи удовлетворительные) Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. 4-я степень (успехи хорошие) Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. 5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукой; весьма часто и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневается, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутолимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знаний. «Исторический очерк Николаевской Военной Академии Генерального штаба». Составитель – Генерального штаба генерал-майор Н.П. Глиновецкий. СПб., 1882. С. 366.
Забелина Маргарита Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ольга Витальевна Щербакова
Мостовая Алевтина Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Викторовна
Воронцова Елена Станиславовна
Забелина Маргарита Владимировна
Аникеенко Наталия Владимировна
Воронцова Елена Станиславовна
Лихина Елена Викторовна
Кадилина Янина Александровна