Положение об оценках 1834 года

Перед вами - любопытнейший исторический документ, красноречивое свидетельство той высокой ответственности, которую брали на себя лучшие организаторы российской системы образования. ПОЛОЖЕНИЕ Для постоянного определения или оценки успехов в науках. Высочайше утверждено 8 декабря 1834 года. Успехи воспитанников в науках проистекают или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а следовательно, и должны быть оценены сколько можно приблизительно к этому образом. Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом: 1-я степень (успехи слабые) Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в одной, или потому, что совершено не радел при наклонностях к чему-либо иному. 2-я степень (успехи посредственные) Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия. 3-я степень (успехи удовлетворительные) Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. 4-я степень (успехи хорошие) Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. 5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукой; весьма часто и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневается, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутолимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знаний. «Исторический очерк Николаевской Военной Академии Генерального штаба». Составитель – Генерального штаба генерал-майор Н.П. Глиновецкий. СПб., 1882. С. 366.

10 November 2017
Ответы

Спасибо! Очень интересная информация!!! Как жаль, что наша система оценивания очень узкая. "1- ю степень" нельзя ставить, а "2-ю" желательно не ставить.

10 November 2017

ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!! Спасибо. "Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия"(из 2-ой степени)::smile1::5-я степень - это в переводе на современных = ОДАРЕННЫЕ.

10 November 2017

Любопытно и познавательно! Как степени похожи на современные оценки - выучил по учебнику, нате вам удовлетворительную оценку, включил разум, получи хорошую отметку, а на отлично не всегда знает педагог. Любви к наукам нам точно не хватает.

10 November 2017

точно все подметили!

11 November 2017

Класс!::smile2::::smile2::::smile2::::smile2::::smile2::

10 November 2017

Здорово!!! К сожалению, у нас фактически 3-балльная система...

10 November 2017

Это так! Вот здесь обсуждали "5 причин, почему от оценок в школе давно пора отказаться" https://урок.рф/discussion/185065.html

10 November 2017
Ответ

Спасибо)

10 November 2017

Ответ #350493 был удален 10 November 2017

Какая прелесть!Завтра распечатаю и повешу на доске объявлений в нашем техникуме

10 November 2017

Хорошая идея! ::smile46::Я тоже распечатаю и повешу у себя в кабинете, пусть дети почитают.

11 November 2017

Мне кажется, что эти критерии оценивания лучше, чем те, которые имеем мы. Вы заметили, что в них рассматриваются причины низкой успеваемости, психологические особенности ребенка и даже его "природные способности"? Очень мудрые критерии!

11 November 2017

Да да да, именно поэтому я решила это вывесить детям!

11 November 2017
Ответ

У меня такая же мысль возникла!::smile3::

11 November 2017

Спасибо! Интересный материал! ::smile2::

11 November 2017