Более половины учителей России пожаловались на зарплату.
Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, показало исследование РАНХиГС. 24% педагогов считают, что молодежи нет смысла идти работать в школу. Старение педагогического корпуса — серьезная проблема, говорит эксперт Сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) подготовили аналитический обзор «Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей» (есть у РБК). Его ключевой вывод — по итогам 2017 года почти 60% учителей в России не устраивает их заработная плата. В обзоре также проанализированы такие вопросы, как приход в школы молодых преподавателей и их мотивация, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогов, отношение учителей к работе. В опросах приняли участие 900 учителей — 300 из сел и деревень, 300 из небольших городов и 300 из региональных столиц, рассказала РБК редактор обзора, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Опрошенные живут и работают в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании. Из других результатов Клячко выделила значимую долю учителей, которые считают, что молодежи не имеет смысла идти работать в школу — таких педагогов по итогам 2017 года почти 24%, это столько же, сколько в 2016 году, и на 4% больше, чем в 2015 году. В пресс-службе Министерства образования и науки заявили, что изучат результаты мониторинга РАНХиГС. Больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах — таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего - преподаватели в селах (40%). Отдельно в исследовании отмечается, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 годах их было 32%, то в 2017-м — 25%. Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году, уточнили РБК в пресс-службе Минобрнауки. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, как ранее подсчитал РБК на основе данных Росстата. Еще в двух зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб. Хотя почти 60% учителей недовольны своей зарплатой, это меньше, чем в прошлые годы, отметила Клячко. В 2016 году таких преподавателей было больше 65%. «В 2017 году, в преддверии выборов, все силы в регионах были брошены на то, чтобы повысить и поддерживать зарплату учителей», — указала она. Согласно майским указам Владимира Путина, подписанным в начале его третьего срока, уже с 2012 года зарплата учителей должна была равняться средней по региону и не опускаться далее ниже этой планки. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников должны были бы составлять 200% от средней по региону. Как ранее писал РБК, в конце 2017 — начале 2018 года сотрудники многих бюджетных учреждений, в том числе преподаватели вузов, получили зарплату в несколько раз больше — они сами это объясняли полученной руководством установкой выполнить майские указы к президентским выборам. В течение последних лет педагогические коллективы школ обновились незначительно, отмечают авторы доклада. О сильном обновлении сказали только 17% респондентов. Остальные высказали мнение, что «процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику». Исследователи попросили учителей рассказать, что именно может привлечь молодых специалистов в школу. Чаще всего преподаватели (можно было выбрать несколько ответов) называли стабильную занятость (32%), удобный график (37%) и интерес к профессии (35%). Относительно высокую зарплату в качестве привлекательной для молодежи назвали 14%. В то же время 24% опрошенных признались, что в школе нет ничего, что может быть интересно для молодых специалистов. Мнение молодых учителей (до 35 лет) отличается от средних оценок. Главный фактор, который их влечет в школу, — интерес к профессии (51%), на втором месте удобный график (49%), на третьем — стабильность (26%). При этом на 4,5% выросла доля тех, кто считает важным фактором заработную плату, — с 15,5% в 2016 году до 20% в 2017 году. Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, замечает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «У них нет возможности привносить свои новации. Исключения — когда приходит коллектив молодых преподавателей, но это большая редкость, и школы редко себе такое позволяют, особенно в условиях оптимизации», — указала она. Но молодежь в школе нужна, подчеркивает Абанкина. В последнее время наметился поколенческий разрыв между учителями и учениками — дети годятся большинству педагогов во внуки, и это становится критическим, поясняет она. Отдельно исследователи попросили учителей ответить на вопрос, относят ли они себя к уважаемым членам общества. Преподавателей, которые назвали свою профессию уважаемой, — 55%. Полностью не согласны с этим 9%, еще 36% склоняются к тому, что эта профессия не уважаема в обществе. Интерес к профессии учителя растет, утверждают в пресс-службе Минобрнауки. С 2014 года число бюджетных мест на педагогические программы высших учебных заведений выросло на 8,4%. В 2017 году средний балл по одному предмету для поступающих в педагогические вузы достиг 66,7 при 59,9 в 2015 году. Учителей также попросили оценить, насколько их устраивают отношения с учениками, их родителями, дирекцией школы и коллегами. Больше половины преподавателей устраивает уровень общения со всеми, кроме родителей — 54% довольны общением со своими учениками, 65% — с администрацией, 68,5% — с коллегами. Только 38% учителей сообщили о хороших отношениях с родителями школьников. «Неудовлетворенность учителей взаимоотношениями с родителями во многом обусловлена постоянным ростом требований со стороны родителей к качеству учебного процесса: ежегодно больше половины учителей (56%) отмечают рост требовательности со стороны родителей», — поясняют авторы исследования. Большинство учителей годятся родителям учеников в родители, еще раз подчеркнула Абанкина. Это еще одна причина, помимо требовательности, которая определяет их взаимоотношения, полагает она.
Бурых Елена Владимировна
Орехова Наталья Сергеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Бурых Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Орехова Наталья Сергеевна
Нигириш Светлана Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Любимова Ольга Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Лихина Елена Викторовна
Спицына Любовь Ивановна
Любимова Ольга Валерьевна
Спицына Любовь Ивановна
Любимова Ольга Валерьевна
маргарита
Буньков Андрей Владимирович
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Аладышева Татьяна Петровна
иванова инна михайловна
маргарита
анатолий
любовь
svetlana
Чухрий Вера Васильевна
маргарита
irina
Лихина Елена Викторовна
маргарита
Кучендаева Людмила Михайловна
Смоленцева Галина Леонидовна