Универсальный школьный учитель - требование ФГОС. Оценим степень собственной универсальности?!

С требованием ФГОС к учителю: перестать быть источником знаний для школьника, научить его самостоятельно добывать новые знаний, сопровождая и помогая ребенку на этом непростом пути, не спорю. Думается, что деятельность учителя начальной школы в силу специфики образования этой ступени, наиболее приближена к таким требованиям. А что в 5 и последующих классах школьного образования? Утверждать, что все дети уже научены самостоятельно добывать знания, не могу! Следовательно, такая работа лишь начата, и должна быть продолжена. Может ли учитель, работающий в 5-9 классах, вести несколько предметов? Пожалуй, да; и это наглядно демонстрируют учителя небольших сельских школ. Коллеги, предлагаю провести диагностику профессиональной универсальности. Возможно, кому-то она поможет принять важное решение. Будет интересно получить ваши ответы на вопрос: Какие школьные предметы я смог(ла) бы вести в школе универсального учителя? Для этого мне необходимо ...

Дискуссия создана 15 May 2018

в группе «У меня коллега есть!»

Ответы

Пожалуй, смогла бы сочетать физику и химию, биологию и экологию (в рамках предмета естествознание это станет реальностью). Люблю литературу и неплохо владею русским, а вот иностранный пришлось бы учить практически заново.Но пока остаюсь с физикой, там тоже непростой работы много!

15 May 2018

У нас есть учителя, которые ведут разные предметы. Обычно это предметы, где мало часов, т. е. догруз. Я бы никогда не согласилась читать никакой предмет, кроме своего. Я не могу быть специалистом во всех областях. А учить чему-нибудь и как-нибудь - это несерьезно.

15 May 2018

Наталья Владимировна, и я считаю, что учитель должен быть профессионалом в той области знаний, в которой обучает детей! Благодарю за ответ. Знаю, что физику преподает много людей, имеющих первое техническое образование. Дискуссию начала, прочитав статью автора, близкого к разработчикам новых стандартов. Ссылку на статью прикрепила. Ретранслировала их точку зрения, задавая вопрос коллегам. Мне крайне интересна самооценка коллег, их точка зрения, взгляды на эту проблему.

15 May 2018

Согласна с Вами, Наталья Владимировна! Я тоже не хочу учить "чему-нибудь и как-нибудь". Учитель должен быть специалистом. Когда я пришла в школу, у нас была девушка на подхвате. В школе она не работала, училась заочно на филфаке. Но когда кого-то из учителей надо было заменить - всегда пожалуйста, вела любые предметы. Сомневаюсь, что она их все хорошо знала. И врачу, который на все руки мастер, я предпочту узкого специалиста.::smile0::

15 May 2018
Ответ

Очень хорошая дискуссия! Спасибо! Мне тоже интересно почитать мнения коллег по этому поводу.

15 May 2018
Ответ

Просто статья задела, Наталья Владимировна! Весь день сегодня мысли о роли и деятельности учителя в условиях ФГОС вертятся в голове. Верно, видимо, что реализация установок образовательного стандарта должна сначала уложиться в головах действующих лиц.

15 May 2018
4529
Эксперт сайта

Полностью согласна с Натальей Владимировной! Качество образования упадет очень серьезно!

15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

15 May 2018

Преподавать школьный предмет должен только профессионал в этой области. Невозможно качественно преподать все! Когда я пришла работать в колледж, вакансий математиков не было, и мне пришлось согласиться преподавать экономику. Уже в первый год работы я читала 6 экономических дисциплин, а всего я их перечитала штук 15, а то и больше! Это очень сложно, не имея базового экономического образования! И я уверена, что так быть не должно! Согласна, что в начальных классах может вести все предметы один учитель, ну может, класса до седьмого! А потом обязательно должны быть предметники. Никакая "технология сопровождения ученика" не поможет!

15 May 2018

Согласна. 15 лет работы в техникуме только подтверждают Ваши слова, Надежда Леонидовна!Но... ФГОС - новая ступень развития общего образования? Есть над чем думать...

15 May 2018
Ответ

Да, Любовь Ивановна, думать есть над чем! Но: "Методика преподавания отдельного предмета как таковая учителю не нужна, так как он больше НЕ преподаёт предмет. Ученик работает самостоятельно. А методика (точнее – технология) сопровождения ученика одинакова для всех предметов." Поскольку преподавала разные предметы, знаю, что это не так!

15 May 2018
Ответ

"Сегодняшний учитель стал обыденностью. Ученик не видит в нём идеал. Учитель перестал быть «избранным», лучшим представителем человечества, каковых мало." А с этими словами, как ни печально, я согласна.

15 May 2018
Ответ

Сегодня обсуждала эту тему с коллегами, Надежда Леонидовна. Удивляются большинство из коллег, когда слышат о таких требованиях ФГОС! Но это стандарт, придется подстраивать свою работу и себя под него.Наблюдала, как данное утверждение о роли и действиях учителя на уроке встречает недоумение, непонимание и неприятие у коллег. Сделала вывод: пока в голове не "щелкнет" - меняйся, но не доверяй слепо требованиям, видимо, не будет ожидаемого прорыва в школе.

15 May 2018

Спорная статья. Вопрос: " Смогли бы ли вы вести что-то другое?" Ответ:"Смогли бы!" Другой вопрос: "зачем.. какая в этом необходимость?" Я не вижу! Однозначно, что профильную дисциплину должен вести специалист узкой направленности! По своему предмету.. если пару лет не работать в старших классах, то мелочи забываются, садишься и ковыряешься в этих мелочах!А если и чтец , и жнец, и на дуде игрец.... о каком тогда качестве образования может идти речь? В рамках базового образования, наверно, можно вести и математику, и физику, и химию, и экологию, и информатику одному учителю! Только - ЗАЧЕМ? А вот эта фраза статьи .. убила :"Не исключено, что авторитет учителя сегодня упал из-за того, что «однобокий» он, ничего кроме своего предмета не знает. И ученика в целом оценивает через знание своего предмета." А что ж с детей на математике спрашивать-то? А блеснуть эрудицией можно и на перемене..., если прямо так "однобокость" эта кого-то смущает!

15 May 2018

Проникновенно сказано, Елена! Благодарю.::smile53::

15 May 2018

Классный руководитель - универсальнее некуда!!!!

15 May 2018

Верно, самый-самый универсал в школе классный руководитель. Он же психолог, он же доктор, он же организатор и массовик-затейник.

15 May 2018
Ответ

Жаль только, что за эту универсальность, совсем ничего не платят :(

8 June 2018
Ответ

Раиса Ивановна, согласитесь: надо отстаивать свои права, но только всей учительской командой! Тогда можно будет чего-то добиться, а поодиночке - вряд ли.

8 June 2018
Ответ

Конечно, Любовь Ивановна!

10 June 2018
Ответ

Ждем 1 сентября, когда БУДУТ ПЛАТИТЬ 5 тысяч. А БУДУТ ЛИ эти 5 тысяч?

1 February 2020

Да, на сегодняшний день, наверное многих это волнует. Я, например, закончила институт на учителя химии и биологии. Работала мало, всего 3 года, декретный отпуск, затем сказали часов нет. Переучилась и получила второе высшее образование "физика - информатика". Часов мало, освободились часы географии, переподготовка на учителя географии. Вот вам и универсал!!! Работать надо, вот и приходится учиться, учиться и еще раз учиться. Только время жалко стремишься к одному, а получается другое. В городах проще, там всегда нехватка педагогов. Но в городе я работать учителем никогда бы не стала.

15 May 2018

Какая интересная точка зрения! А почему в городе не стали бы работать учителем? Напишите, если возможно.

15 May 2018
Ответ

У меня сын после магистратуры работает в гимназии учителем истории и обществознания, параллельно учится в аспирантуре и сноха тоже работает в школе. Я их послушаю, какие наглые дети, как себя ведут, какой напряг приходится терпеть, моя нервная система и давление не выдержит. По натуре я очень строгий учитель, я знаю где пошутить, где постращать, но в селе у нас самый большой класс это 10 человек, есть разница с 25-30 человек, я даже представить себе не могу, как там можно работать...

15 May 2018
Ответ

Когда маленькие классы - это хорошо. Я бы хотела, чтобы на английском у меня было не больше 10 учеников. Но я люблю город со всеми его преимуществами и недостатками.

15 May 2018

Вот, Ольга Владимировна, Вы и есть в нашем сообществе универсальный учитель! Конечно, ведете одну дисциплину, но когда потребуется - дока и в других школьных предметах!::smile32::

15 May 2018
Ответ

Ольга Владимировна права: психологически в городе работать сложнее! Это заявляют многие учителя из тех, кто имеет опыт работы в сельской школе. У детей городских возможностей для саморазвития больше, но и требования к учителя завышены, не всегда адекватны и обоснованы.О родителях некоторых вообще молчу! Конечно, не все, очень много детей умных, целеустремленных, воспитанных! Но одна "паршивая овца все стадо портит", так и в классе - одного такого ребенка или мамы достаточно! А они есть практически в каждом классе.

15 May 2018

Интересно, а зачем тогда учитель вообще? Будем учиться дистанционно. Сами ученики добудут знания, что не понятно спросят у Яндекс. Может школа будущего будет именно такой?

15 May 2018

По-моему, нас к этому и подталкивают. Зачем учитель, коль Яндекс есть?!

15 May 2018
Ответ

Мне кажется автор статьи не совсем правильно понимает ФГОС, учитель в любом случае должен быть профессионалом и знать свой предмет.

15 May 2018
Ответ

Конечно! А уж если приходится преподавать другой предмет - это совсем другая история. Это по необходимости. Моя подруга, отучившись на филфаке, ни дня не преподавала русский. То экология, то немецкий язык. Каждый раз приходилось переучиваться.

15 May 2018
Ответ

Я по диплому учитель математики,физики и информатики, но когда пришла в школу то вела технологию потом дали математику, а через 15 лет пришлось вести информатику. Только поймешь сложности одного предмета приходилось переучиваться и вспоминать как лучше донести до детей другой предмет. не то чтобы этого делать нельзя но сложно объять необъятное.

15 May 2018
Ответ

Конечно, очень сложно.

15 May 2018
Ответ

Читая посты и комментарии коллег, все больше убеждаюсь в этом, Светлана Львовна. Говорить о том, что все учителя ошибаются, неверно! тем не менее, такая установка в ФГОС есть.

16 May 2018
Ответ

Во ФГОС есть установка на самостоятельность учеников, на умение добывать знания. Но чтобы учитель вёл все предметы? Я такое слышу первый раз. Учитель должен знать и разбираться в том, что он говорит детям. Да, увлечь детей, вместе с детьми изучать и выяснять новое это конечно нужно. Но уметь пояснить все вопросы из любого предмета учитель не должен даже по ФГОС.

16 May 2018
Ответ

Мы как-то не поняли друг друга, Светлана Львовна. Например, я не согласна во многом с автором статьи, который пишет следующее: "Что будет, если один учитель ведёт все предметы? Навскидку: Он всегда правильно расставит приоритеты и привяжет их к основной цели школьного обучения; ему не нужна помощь коллеги для установления межпредметных связей; он знает своих учеников лучше, чем их родители, потому что работает с ними весь день; он является для своих учеников ярким примером и большим авторитетом, потому что знает ответ на любой вопрос." В статье отмечено, что "Новые ФГОСы именно этого и требуют от учителя - перестать быть для ученика источником знаний, научить ученика самостоятельно добывать знания и стать ему помощником в самостоятельном добывании знаний. Если школьник самостоятельно изучает материал на уроке, то учителю нет необходимости готовиться к уроку, ученик действует по предписанию, а все «интересные материалы» по предмету уже изложены в его учебном пособии. У учителя достаточно времени на уроке, чтобы наблюдать за работой всех и каждого ученика. У него теперь есть время, чтобы позаниматься с кем-то отдельно, дополнительно." Вот чего, по мнению автора статьи, требует ФГОС от учителя! Очень мне хотелось бы посмотреть, как это реализуется в классе с 33 учениками... Вас, Светлана Львовна, по ответу #45, уже считаю учителем-универсалом.

16 May 2018
Ответ

Это писал человек, который НИКОГДА не работал в школе! Я не говорю про началку, но в 5-6-7 классе попробуйте-ка "оставить" детей учиться самостоятельно, и позаниматься с отстающим учеником! Класс на потолке висеть будет. И родителей мы тогда сразу в министерство направлять будем, т.к. они первые спросят, почему детей ничему не учат, а они сами чем-то оам занимаются!

17 May 2018
Ответ

Согласна, Елена Викторовна. Но, возможно, если провели хотя бы в одной школе такой эксперимент, в котором учитель работает по их шаблону действий, создатели требований к учителю исправили или подкорректировали бы их. Хотя, помнится, и наш лицей был пилотной школой второй волны по внедрению ФГОСов. А вот чтобы каким-то образом коллектив это обсуждал, высказывали учителя свое мнение, не помнится. Вы согласитесь со мной в том, что любое нововведение, тем более образовательный стандарт страны, должны быть обоснованы, аргументированы, представлены как результаты апробации в реальных условиях, а не написаны в тиши кабинетов? Нужно будет поискать, кто и на основе каких данных начал разрабатывать ФГОСы.

17 May 2018
Ответ

Кто ж спорить будет, Любовь Ивановна?! Но... Не апробируют у нас, сразу с колес внедряют, да и нововведения сыплются, как из рога изобилия.

17 May 2018
Ответ

Да, Любовь Ивановна, я тоже за то чтобы каждый делал своё дело и вел тот предмет который хорошо знает и любит. Можно вести много предметов разных, но знать все невозможно. Самостоятельность хороша в старших классах 10-11 класс я могу дать задачу, а решение ученики находят сами. И то нужно потом обсудить все варианты и найти самый интересный. Если учитель не знает хорошо предмет ему бы какое-то решение найти. Где же здесь ФГОС? Учитель должен быть наставником, а какое наставничество если ты сам плохо понимаешь тему. Мне кажется автор статьи не только не работал в школе но и вообще далек от неё. А учителей универсалов много но в основном по необходимости. Работать надо.

17 May 2018
Ответ

Светлана Львовна, Ваш ответ убедил меня в том, что принимать новые образовательные стандарты нельзя без учета мнения учителя, знающего подводные рифы в океане обучения, воспитания и развития ребенка!

17 May 2018
Ответ

Спасибо, Любовь Ивановна, за согласие с моим мнением. ФГОС уже в силе и нам приходится работать по новому. Главное чтобы не было новых необдуманных решений. Таких как предлагает автор статьи. Не должен учитель быть универсалом. Просто пусть любит свою работу и уважает личность ребёнка. Тогда и дети будут его уважать. И не важно, что но не знает всех учебных дисциплин.

17 May 2018
Ответ

::smile28::::smile53::

18 May 2018
Ответ

Да, согласна, Елена Викторовна. Там, где нужно "семь раз отмерить, один - отрезать", делаю все наоборот.

22 May 2018

3 года назад, когда заболела коллега, а русоведы все часы "разобрать" не смогли, я вела у своих детей русский и литературу (6 класс), литературу в 5 и 10 классе. Очень интересно! Много нового узнала. НО! Времени на подготовку у меня уходило не мерено! Такое впечатление, что я только и делала, что прорешивала упражнения, перечитывала произведения и проверяла тетради! Свои-то предметы хорошо знаешь, а тут ощущение первоклассника!

15 May 2018

Так это же здорово, Елена Викторовна, когда узнаешь новое в профессии. Знаю, что это требует больших затрат времени! Сама 22 года назад так начинала вести в школе физику.Но автор статьи, от которой оттолкнулась, уверен, что материал всех школьных предметов для любого выпускника школы - ныне учителя, не является чем-то неизвестным и требующим большой подготовки к уроку! Поэтому можно утверждать, что он точно не учитель.

15 May 2018
Ответ

Те, кто командует образованием вообще о школе ничего не знают и даже представления не имеют, что там происходит... Увы.

15 May 2018

Я у домашника как-то 2 месяца вела помимо своих предметов ещё немецкий, обществознание и историю. Устала!!! Можно сказать, что к своим предметам готовиться практически не надо. Когда появился желающий взять домашника моего, я его с превеликой радостью отдала.::smile3::

15 May 2018
Ответ

Материал, может, известен, но известен не в той степени, какой нужен учителю.

15 May 2018
Ответ

К сожалению... К Вашему мнению можно только присоединиться, Елена Викторовна.

15 May 2018
Ответ

Даже когда учитель ведёт свой предмет и то есть подводные камни которые не сразу видны, а новый предмет требует не только сил в подготовке но и не сразу видишь как лучше объяснить ту или иную тему.

15 May 2018
Ответ

К сожалению, да.::smile12::

15 May 2018
Ответ

Вот и у меня было это ощущение: к своим предметам 30 минут подготовка, к русскому 1,5 часа, к литературе полночи!

16 May 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

16 May 2018

Я работаю учителем начальных классов 29 лет. Стараюсь развиваться в разных направлениях. Универсальным быть сложно, но хочется.

15 May 2018

Учителя в начальной школе и так ближе всех к универсалам, мне кажется.::smile53::

15 May 2018

Я веду МХК! Я считаю, что учитель должен быть профессионалом в той области знаний, в которой обучает детей!

15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

15 May 2018
Ответ

Полностью согласна с Вами Оксана Владимировна.

15 May 2018

Ответ #413485 был удален 15 May 2018

Зачем нас толкают в эту универсальность? Мне кажется, во-первых, чтобы вновь быть примером для ученика. Нас и ругают, и, в то же время, ставят в пример - порядочность, грамотность и профессионализм всегда ценились и ценятся. А мы с вами именно с такой начинкой. Где сейчас авторитеты и что или кто сейчас авторитет для ученика? На кого равняться? Мы всегда под рукой. Ну, а, во-вторых, естественно, срабатывает экономическая подоплека - нас с вами "обсчитают", "рассчитают" и выдадут тариф. Универсальный учитель будет получать универсальную зарплату.::smile6:: Ну, а если серьезно, каждый должен заниматься своим делом - за семью зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

15 May 2018

Да, и голодным останешься!

16 May 2018

Верно сказали, Вероника Александровна. Вот только не пойму, почему с учителями стандарты образовательные новые не обсуждались: состряпали, утвердили и ввели, а вы, учителя, исполняйте. А теперь новые еще готовят.

16 May 2018
Ответ

Наше дело маленькое - у доски стоять и детей учить, а головой думать будут другие.

16 May 2018
Ответ

Вот не могу согласиться с Вами, Вероника Александровна! У учителя голова, способная анализировать, сопоставлять, планировать, ставить цели и добиваться их реализации! Считаю, что проблемы в образовании не заканчиваются еще и потому, что доводы, аргументы, отчетность (реальная), статистика успешности, наконец, вообще не учитываются при планировании нововведений и выработке стратегий. Они рождаются в умах теоретиков - чиновников, а реализовать их предлагают практикам - учителям!

16 May 2018
Ответ

Так и я об этом же, Любовь Ивановна! Это такой юмор печальный. За нас уже все решено, вот это я имела в виду. Зачем спрашивать практиков? Теоретики лучше знают.

16 May 2018
Ответ

Вероника Александровна, благодарю за "юмор печальный", не дошло! И голова учителя, получается, временами способность к анализу теряет (это я о себе).

16 May 2018
Ответ

Ну, это Вы зря, Любовь Ивановна! С Вами очень интересно общаться. С кем интересно общаться, значит у того все в порядке - и голова, и мысли.

16 May 2018
Ответ

Благодарю! Рада общению со всеми коллегами! В этом сообществе собрались самые-самые доброжелательные, компетентные, с чувством гордости и чувством юмора учителя и люди!

16 May 2018
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::::smile28::

16 May 2018

Ответ #414949 был удален 22 May 2018

Ответ

Согласна, Светлана Владимировна, по поводу молодежи! А за державу все-таки обидно!

22 May 2018

Фраза "он является для своих учеников ярким примером и большим авторитетом, потому что знает ответ на любой вопрос". Не поняла, как это можно знать ответ на любой вопрос, историку - по химии, биологии, физике, математике, английскому, физкультуре, технологии... Это серьёзно?

30 May 2018

Хочу вести только гуманитарные науки, заниматься только ими и не лезть туда, где другие могут сделать гораздо лучше. Давно мудрые сказали: "Нельзя объять необъятное".

30 May 2018

Изменение школьного образования повлекло и изменение профессиональной деятельности учителя. Некоторые учителя готовы меняться в рамках введения ФГОС. Но вот условий для реализации ФГОС не хватает. Учеба в 2 смены, ФГОС введен уже в 5-х - 7-х классах. Загруженность учащихся, их усталость. И как следствие интерес к внеурочной деятельности уменьшается. Как быть?

13 June 2018

Каждый педагог должен должен вести работу по своему профилю. Только таким образом будет качество образования на высоком уровне.

21 June 2018