Универсальный школьный учитель - требование ФГОС. Оценим степень собственной универсальности?!

С требованием ФГОС к учителю: перестать быть источником знаний для школьника, научить его самостоятельно добывать новые знаний, сопровождая и помогая ребенку на этом непростом пути, не спорю. Думается, что деятельность учителя начальной школы в силу специфики образования этой ступени, наиболее приближена к таким требованиям. А что в 5 и последующих классах школьного образования? Утверждать, что все дети уже научены самостоятельно добывать знания, не могу! Следовательно, такая работа лишь начата, и должна быть продолжена. Может ли учитель, работающий в 5-9 классах, вести несколько предметов? Пожалуй, да; и это наглядно демонстрируют учителя небольших сельских школ. Коллеги, предлагаю провести диагностику профессиональной универсальности. Возможно, кому-то она поможет принять важное решение. Будет интересно получить ваши ответы на вопрос: Какие школьные предметы я смог(ла) бы вести в школе универсального учителя? Для этого мне необходимо ...

Дискуссия создана 15 May 2018

в группе «У меня коллега есть!»

Ответы

Пожалуй, смогла бы сочетать физику и химию, биологию и экологию (в рамках предмета естествознание это станет реальностью). Люблю литературу и неплохо владею русским, а вот иностранный пришлось бы учить практически заново.Но пока остаюсь с физикой, там тоже непростой работы много!

2
15 May 2018

У нас есть учителя, которые ведут разные предметы. Обычно это предметы, где мало часов, т. е. догруз. Я бы никогда не согласилась читать никакой предмет, кроме своего. Я не могу быть специалистом во всех областях. А учить чему-нибудь и как-нибудь - это несерьезно.

6
15 May 2018

Наталья Владимировна, и я считаю, что учитель должен быть профессионалом в той области знаний, в которой обучает детей! Благодарю за ответ. Знаю, что физику преподает много людей, имеющих первое техническое образование. Дискуссию начала, прочитав статью автора, близкого к разработчикам новых стандартов. Ссылку на статью прикрепила. Ретранслировала их точку зрения, задавая вопрос коллегам. Мне крайне интересна самооценка коллег, их точка зрения, взгляды на эту проблему.

4
15 May 2018

Согласна с Вами, Наталья Владимировна! Я тоже не хочу учить "чему-нибудь и как-нибудь". Учитель должен быть специалистом. Когда я пришла в школу, у нас была девушка на подхвате. В школе она не работала, училась заочно на филфаке. Но когда кого-то из учителей надо было заменить - всегда пожалуйста, вела любые предметы. Сомневаюсь, что она их все хорошо знала. И врачу, который на все руки мастер, я предпочту узкого специалиста.::smile0::

4
15 May 2018
Ответ

Очень хорошая дискуссия! Спасибо! Мне тоже интересно почитать мнения коллег по этому поводу.

2
15 May 2018
Ответ

Просто статья задела, Наталья Владимировна! Весь день сегодня мысли о роли и деятельности учителя в условиях ФГОС вертятся в голове. Верно, видимо, что реализация установок образовательного стандарта должна сначала уложиться в головах действующих лиц.

1
15 May 2018
4552
Эксперт сайта

Полностью согласна с Натальей Владимировной! Качество образования упадет очень серьезно!

9
15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

2
15 May 2018

Преподавать школьный предмет должен только профессионал в этой области. Невозможно качественно преподать все! Когда я пришла работать в колледж, вакансий математиков не было, и мне пришлось согласиться преподавать экономику. Уже в первый год работы я читала 6 экономических дисциплин, а всего я их перечитала штук 15, а то и больше! Это очень сложно, не имея базового экономического образования! И я уверена, что так быть не должно! Согласна, что в начальных классах может вести все предметы один учитель, ну может, класса до седьмого! А потом обязательно должны быть предметники. Никакая "технология сопровождения ученика" не поможет!

10
15 May 2018

Согласна. 15 лет работы в техникуме только подтверждают Ваши слова, Надежда Леонидовна!Но... ФГОС - новая ступень развития общего образования? Есть над чем думать...

2
15 May 2018
Ответ

Да, Любовь Ивановна, думать есть над чем! Но: "Методика преподавания отдельного предмета как таковая учителю не нужна, так как он больше НЕ преподаёт предмет. Ученик работает самостоятельно. А методика (точнее – технология) сопровождения ученика одинакова для всех предметов." Поскольку преподавала разные предметы, знаю, что это не так!

6
15 May 2018
Ответ

"Сегодняшний учитель стал обыденностью. Ученик не видит в нём идеал. Учитель перестал быть «избранным», лучшим представителем человечества, каковых мало." А с этими словами, как ни печально, я согласна.

4
15 May 2018
Ответ

Сегодня обсуждала эту тему с коллегами, Надежда Леонидовна. Удивляются большинство из коллег, когда слышат о таких требованиях ФГОС! Но это стандарт, придется подстраивать свою работу и себя под него.Наблюдала, как данное утверждение о роли и действиях учителя на уроке встречает недоумение, непонимание и неприятие у коллег. Сделала вывод: пока в голове не "щелкнет" - меняйся, но не доверяй слепо требованиям, видимо, не будет ожидаемого прорыва в школе.

1
15 May 2018

Спорная статья. Вопрос: " Смогли бы ли вы вести что-то другое?" Ответ:"Смогли бы!" Другой вопрос: "зачем.. какая в этом необходимость?" Я не вижу! Однозначно, что профильную дисциплину должен вести специалист узкой направленности! По своему предмету.. если пару лет не работать в старших классах, то мелочи забываются, садишься и ковыряешься в этих мелочах!А если и чтец , и жнец, и на дуде игрец.... о каком тогда качестве образования может идти речь? В рамках базового образования, наверно, можно вести и математику, и физику, и химию, и экологию, и информатику одному учителю! Только - ЗАЧЕМ? А вот эта фраза статьи .. убила :"Не исключено, что авторитет учителя сегодня упал из-за того, что «однобокий» он, ничего кроме своего предмета не знает. И ученика в целом оценивает через знание своего предмета." А что ж с детей на математике спрашивать-то? А блеснуть эрудицией можно и на перемене..., если прямо так "однобокость" эта кого-то смущает!

2
15 May 2018

Проникновенно сказано, Елена! Благодарю.::smile53::

1
15 May 2018

Классный руководитель - универсальнее некуда!!!!

2
15 May 2018

Верно, самый-самый универсал в школе классный руководитель. Он же психолог, он же доктор, он же организатор и массовик-затейник.

1
15 May 2018
Ответ

Жаль только, что за эту универсальность, совсем ничего не платят :(

1
8 June 2018
Ответ

Раиса Ивановна, согласитесь: надо отстаивать свои права, но только всей учительской командой! Тогда можно будет чего-то добиться, а поодиночке - вряд ли.

0
8 June 2018
Ответ

Конечно, Любовь Ивановна!

0
10 June 2018
Ответ

Ждем 1 сентября, когда БУДУТ ПЛАТИТЬ 5 тысяч. А БУДУТ ЛИ эти 5 тысяч?

0
1 February 2020

Да, на сегодняшний день, наверное многих это волнует. Я, например, закончила институт на учителя химии и биологии. Работала мало, всего 3 года, декретный отпуск, затем сказали часов нет. Переучилась и получила второе высшее образование "физика - информатика". Часов мало, освободились часы географии, переподготовка на учителя географии. Вот вам и универсал!!! Работать надо, вот и приходится учиться, учиться и еще раз учиться. Только время жалко стремишься к одному, а получается другое. В городах проще, там всегда нехватка педагогов. Но в городе я работать учителем никогда бы не стала.

3
15 May 2018

Какая интересная точка зрения! А почему в городе не стали бы работать учителем? Напишите, если возможно.

2
15 May 2018
Ответ

У меня сын после магистратуры работает в гимназии учителем истории и обществознания, параллельно учится в аспирантуре и сноха тоже работает в школе. Я их послушаю, какие наглые дети, как себя ведут, какой напряг приходится терпеть, моя нервная система и давление не выдержит. По натуре я очень строгий учитель, я знаю где пошутить, где постращать, но в селе у нас самый большой класс это 10 человек, есть разница с 25-30 человек, я даже представить себе не могу, как там можно работать...

1
15 May 2018
Ответ

Когда маленькие классы - это хорошо. Я бы хотела, чтобы на английском у меня было не больше 10 учеников. Но я люблю город со всеми его преимуществами и недостатками.

2
15 May 2018

Вот, Ольга Владимировна, Вы и есть в нашем сообществе универсальный учитель! Конечно, ведете одну дисциплину, но когда потребуется - дока и в других школьных предметах!::smile32::

0
15 May 2018
Ответ

Ольга Владимировна права: психологически в городе работать сложнее! Это заявляют многие учителя из тех, кто имеет опыт работы в сельской школе. У детей городских возможностей для саморазвития больше, но и требования к учителя завышены, не всегда адекватны и обоснованы.О родителях некоторых вообще молчу! Конечно, не все, очень много детей умных, целеустремленных, воспитанных! Но одна "паршивая овца все стадо портит", так и в классе - одного такого ребенка или мамы достаточно! А они есть практически в каждом классе.

2
15 May 2018

Интересно, а зачем тогда учитель вообще? Будем учиться дистанционно. Сами ученики добудут знания, что не понятно спросят у Яндекс. Может школа будущего будет именно такой?

3
15 May 2018

По-моему, нас к этому и подталкивают. Зачем учитель, коль Яндекс есть?!

1
15 May 2018
Ответ

Мне кажется автор статьи не совсем правильно понимает ФГОС, учитель в любом случае должен быть профессионалом и знать свой предмет.

4
15 May 2018
Ответ

Конечно! А уж если приходится преподавать другой предмет - это совсем другая история. Это по необходимости. Моя подруга, отучившись на филфаке, ни дня не преподавала русский. То экология, то немецкий язык. Каждый раз приходилось переучиваться.

2
15 May 2018
Ответ

Я по диплому учитель математики,физики и информатики, но когда пришла в школу то вела технологию потом дали математику, а через 15 лет пришлось вести информатику. Только поймешь сложности одного предмета приходилось переучиваться и вспоминать как лучше донести до детей другой предмет. не то чтобы этого делать нельзя но сложно объять необъятное.

2
15 May 2018
Ответ

Конечно, очень сложно.

1
15 May 2018
Ответ

Читая посты и комментарии коллег, все больше убеждаюсь в этом, Светлана Львовна. Говорить о том, что все учителя ошибаются, неверно! тем не менее, такая установка в ФГОС есть.

1
16 May 2018
Ответ

Во ФГОС есть установка на самостоятельность учеников, на умение добывать знания. Но чтобы учитель вёл все предметы? Я такое слышу первый раз. Учитель должен знать и разбираться в том, что он говорит детям. Да, увлечь детей, вместе с детьми изучать и выяснять новое это конечно нужно. Но уметь пояснить все вопросы из любого предмета учитель не должен даже по ФГОС.

1
16 May 2018
Ответ

Мы как-то не поняли друг друга, Светлана Львовна. Например, я не согласна во многом с автором статьи, который пишет следующее: "Что будет, если один учитель ведёт все предметы? Навскидку: Он всегда правильно расставит приоритеты и привяжет их к основной цели школьного обучения; ему не нужна помощь коллеги для установления межпредметных связей; он знает своих учеников лучше, чем их родители, потому что работает с ними весь день; он является для своих учеников ярким примером и большим авторитетом, потому что знает ответ на любой вопрос." В статье отмечено, что "Новые ФГОСы именно этого и требуют от учителя - перестать быть для ученика источником знаний, научить ученика самостоятельно добывать знания и стать ему помощником в самостоятельном добывании знаний. Если школьник самостоятельно изучает материал на уроке, то учителю нет необходимости готовиться к уроку, ученик действует по предписанию, а все «интересные материалы» по предмету уже изложены в его учебном пособии. У учителя достаточно времени на уроке, чтобы наблюдать за работой всех и каждого ученика. У него теперь есть время, чтобы позаниматься с кем-то отдельно, дополнительно." Вот чего, по мнению автора статьи, требует ФГОС от учителя! Очень мне хотелось бы посмотреть, как это реализуется в классе с 33 учениками... Вас, Светлана Львовна, по ответу #45, уже считаю учителем-универсалом.

0
16 May 2018
Ответ

Это писал человек, который НИКОГДА не работал в школе! Я не говорю про началку, но в 5-6-7 классе попробуйте-ка "оставить" детей учиться самостоятельно, и позаниматься с отстающим учеником! Класс на потолке висеть будет. И родителей мы тогда сразу в министерство направлять будем, т.к. они первые спросят, почему детей ничему не учат, а они сами чем-то оам занимаются!

2
17 May 2018
Ответ

Согласна, Елена Викторовна. Но, возможно, если провели хотя бы в одной школе такой эксперимент, в котором учитель работает по их шаблону действий, создатели требований к учителю исправили или подкорректировали бы их. Хотя, помнится, и наш лицей был пилотной школой второй волны по внедрению ФГОСов. А вот чтобы каким-то образом коллектив это обсуждал, высказывали учителя свое мнение, не помнится. Вы согласитесь со мной в том, что любое нововведение, тем более образовательный стандарт страны, должны быть обоснованы, аргументированы, представлены как результаты апробации в реальных условиях, а не написаны в тиши кабинетов? Нужно будет поискать, кто и на основе каких данных начал разрабатывать ФГОСы.

2
17 May 2018
Ответ

Кто ж спорить будет, Любовь Ивановна?! Но... Не апробируют у нас, сразу с колес внедряют, да и нововведения сыплются, как из рога изобилия.

0
17 May 2018
Ответ

Да, Любовь Ивановна, я тоже за то чтобы каждый делал своё дело и вел тот предмет который хорошо знает и любит. Можно вести много предметов разных, но знать все невозможно. Самостоятельность хороша в старших классах 10-11 класс я могу дать задачу, а решение ученики находят сами. И то нужно потом обсудить все варианты и найти самый интересный. Если учитель не знает хорошо предмет ему бы какое-то решение найти. Где же здесь ФГОС? Учитель должен быть наставником, а какое наставничество если ты сам плохо понимаешь тему. Мне кажется автор статьи не только не работал в школе но и вообще далек от неё. А учителей универсалов много но в основном по необходимости. Работать надо.

1
17 May 2018
Ответ

Светлана Львовна, Ваш ответ убедил меня в том, что принимать новые образовательные стандарты нельзя без учета мнения учителя, знающего подводные рифы в океане обучения, воспитания и развития ребенка!

1
17 May 2018
Ответ

Спасибо, Любовь Ивановна, за согласие с моим мнением. ФГОС уже в силе и нам приходится работать по новому. Главное чтобы не было новых необдуманных решений. Таких как предлагает автор статьи. Не должен учитель быть универсалом. Просто пусть любит свою работу и уважает личность ребёнка. Тогда и дети будут его уважать. И не важно, что но не знает всех учебных дисциплин.

1
17 May 2018
Ответ

::smile28::::smile53::

1
18 May 2018
Ответ

Да, согласна, Елена Викторовна. Там, где нужно "семь раз отмерить, один - отрезать", делаю все наоборот.

1
22 May 2018

3 года назад, когда заболела коллега, а русоведы все часы "разобрать" не смогли, я вела у своих детей русский и литературу (6 класс), литературу в 5 и 10 классе. Очень интересно! Много нового узнала. НО! Времени на подготовку у меня уходило не мерено! Такое впечатление, что я только и делала, что прорешивала упражнения, перечитывала произведения и проверяла тетради! Свои-то предметы хорошо знаешь, а тут ощущение первоклассника!

7
15 May 2018

Так это же здорово, Елена Викторовна, когда узнаешь новое в профессии. Знаю, что это требует больших затрат времени! Сама 22 года назад так начинала вести в школе физику.Но автор статьи, от которой оттолкнулась, уверен, что материал всех школьных предметов для любого выпускника школы - ныне учителя, не является чем-то неизвестным и требующим большой подготовки к уроку! Поэтому можно утверждать, что он точно не учитель.

2
15 May 2018
Ответ

Те, кто командует образованием вообще о школе ничего не знают и даже представления не имеют, что там происходит... Увы.

2
15 May 2018

Я у домашника как-то 2 месяца вела помимо своих предметов ещё немецкий, обществознание и историю. Устала!!! Можно сказать, что к своим предметам готовиться практически не надо. Когда появился желающий взять домашника моего, я его с превеликой радостью отдала.::smile3::

1
15 May 2018
Ответ

Материал, может, известен, но известен не в той степени, какой нужен учителю.

2
15 May 2018
Ответ

К сожалению... К Вашему мнению можно только присоединиться, Елена Викторовна.

1
15 May 2018
Ответ

Даже когда учитель ведёт свой предмет и то есть подводные камни которые не сразу видны, а новый предмет требует не только сил в подготовке но и не сразу видишь как лучше объяснить ту или иную тему.

2
15 May 2018
Ответ

К сожалению, да.::smile12::

0
15 May 2018
Ответ

Вот и у меня было это ощущение: к своим предметам 30 минут подготовка, к русскому 1,5 часа, к литературе полночи!

1
16 May 2018
Ответ

::smile7::::smile7::::smile7::

1
16 May 2018

Я работаю учителем начальных классов 29 лет. Стараюсь развиваться в разных направлениях. Универсальным быть сложно, но хочется.

3
15 May 2018

Учителя в начальной школе и так ближе всех к универсалам, мне кажется.::smile53::

2
15 May 2018

Я веду МХК! Я считаю, что учитель должен быть профессионалом в той области знаний, в которой обучает детей!

2
15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

0
15 May 2018
Ответ

Полностью согласна с Вами Оксана Владимировна.

1
15 May 2018

Ответ #413485 был удален 15 May 2018

Зачем нас толкают в эту универсальность? Мне кажется, во-первых, чтобы вновь быть примером для ученика. Нас и ругают, и, в то же время, ставят в пример - порядочность, грамотность и профессионализм всегда ценились и ценятся. А мы с вами именно с такой начинкой. Где сейчас авторитеты и что или кто сейчас авторитет для ученика? На кого равняться? Мы всегда под рукой. Ну, а, во-вторых, естественно, срабатывает экономическая подоплека - нас с вами "обсчитают", "рассчитают" и выдадут тариф. Универсальный учитель будет получать универсальную зарплату.::smile6:: Ну, а если серьезно, каждый должен заниматься своим делом - за семью зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

5
15 May 2018

::smile7::::smile7::::smile7::

0
15 May 2018

Да, и голодным останешься!

1
16 May 2018

Верно сказали, Вероника Александровна. Вот только не пойму, почему с учителями стандарты образовательные новые не обсуждались: состряпали, утвердили и ввели, а вы, учителя, исполняйте. А теперь новые еще готовят.

2
16 May 2018
Ответ

Наше дело маленькое - у доски стоять и детей учить, а головой думать будут другие.

1
16 May 2018
Ответ

Вот не могу согласиться с Вами, Вероника Александровна! У учителя голова, способная анализировать, сопоставлять, планировать, ставить цели и добиваться их реализации! Считаю, что проблемы в образовании не заканчиваются еще и потому, что доводы, аргументы, отчетность (реальная), статистика успешности, наконец, вообще не учитываются при планировании нововведений и выработке стратегий. Они рождаются в умах теоретиков - чиновников, а реализовать их предлагают практикам - учителям!

1
16 May 2018
Ответ

Так и я об этом же, Любовь Ивановна! Это такой юмор печальный. За нас уже все решено, вот это я имела в виду. Зачем спрашивать практиков? Теоретики лучше знают.

1
16 May 2018
Ответ

Вероника Александровна, благодарю за "юмор печальный", не дошло! И голова учителя, получается, временами способность к анализу теряет (это я о себе).

1
16 May 2018
Ответ

Ну, это Вы зря, Любовь Ивановна! С Вами очень интересно общаться. С кем интересно общаться, значит у того все в порядке - и голова, и мысли.

1
16 May 2018
Ответ

Благодарю! Рада общению со всеми коллегами! В этом сообществе собрались самые-самые доброжелательные, компетентные, с чувством гордости и чувством юмора учителя и люди!

2
16 May 2018
Ответ

::smile2::::smile2::::smile2::::smile28::

1
16 May 2018

Ответ #414949 был удален 22 May 2018

Ответ

Согласна, Светлана Владимировна, по поводу молодежи! А за державу все-таки обидно!

0
22 May 2018

Фраза "он является для своих учеников ярким примером и большим авторитетом, потому что знает ответ на любой вопрос". Не поняла, как это можно знать ответ на любой вопрос, историку - по химии, биологии, физике, математике, английскому, физкультуре, технологии... Это серьёзно?

1
30 May 2018

Хочу вести только гуманитарные науки, заниматься только ими и не лезть туда, где другие могут сделать гораздо лучше. Давно мудрые сказали: "Нельзя объять необъятное".

1
30 May 2018

Изменение школьного образования повлекло и изменение профессиональной деятельности учителя. Некоторые учителя готовы меняться в рамках введения ФГОС. Но вот условий для реализации ФГОС не хватает. Учеба в 2 смены, ФГОС введен уже в 5-х - 7-х классах. Загруженность учащихся, их усталость. И как следствие интерес к внеурочной деятельности уменьшается. Как быть?

1
13 June 2018

Каждый педагог должен должен вести работу по своему профилю. Только таким образом будет качество образования на высоком уровне.

0
21 June 2018