Олимпиада... Можно ли научить ребёнка побеждать?
Скоро начнётся учебный год, а вместе с ним, помимо всего прочего, бесконечная череда массовых олимпиад. Администрация настоятельно рекомендует не просто участвовать, но обязательно побеждать! Победа в олимпиаде, как правило, объясняется необходимостью достойного портфолио ученика и дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ, аттестацией учителя, рейтингом успешности школы. Спору нет, олимпиады нужны и полезны. Каждому опытному учителю хорошо известно, что олимпиады стимулируют школьников, поднимают самооценку, формируют умение работать с дополнительными источниками информации, развивают логическое мышление, интерес к изучаемому предмету. Наверное, поэтому учителя стараются привлечь к выполнению олимпиадных заданий как можно больше способных учеников. Но, на мой взгляд, когда речь идёт о высоком уровне олимпиад, необходима серьёзная целенаправленная подготовка не просто способных, а талантливых учеников. Уже в 5-м классе присматриваюсь к детям: есть ли среди них потенциальные победители олимпиад? Да, есть дети, хорошо чувствующие слово, умеющие нестандартно мыслить, проявляющие творческие способности. Именно они в средних и старших классах становятся призёрами и победителями творческих конкурсов разных уровней. С олимпиадами сложнее: учеников, способных пройти дальше муниципального уровня, - единицы за долгие годы работы в школе. «Можно ли научить ребёнка побеждать?» - задаю себе вопрос и пытаюсь на него ответить. 1) Олимпиада – это, на мой взгляд, путь талантливых ребят. Это, пожалуй, как в спорте: есть школьные уроки физкультуры, а есть большой спорт и связанные с ним достижения. Есть школьное образование, и есть олимпиада, в которой победить или стать призёром удаётся единицам.Конечно, у ребёнка изначально должны быть определённые природные данные: цепкая память, хорошо развитое логическое мышление, более высокие по сравнению с большинством остальных детей интеллектуальные способности, активная познавательная потребность. 2) Мало выпускников связывает свою дальнейшую жизнь с филологией или литературой. Как правило, это ученики профильных лицеев или профильных классов. Дети из обычных школ имеют низкую мотивацию. Именно поэтому для многих детей олимпиада – разовое мероприятие. 3) Подготовка к олимпиаде – это серьёзный кропотливый труд, определённый ритм жизни, работа на результат в течение нескольких лет. Ученик в состоянии подготовиться самостоятельно к школьной олимпиаде, к олимпиадам последующих уровней готовит учитель. Это требует от наставника больших временных затрат, т.к. задания олимпиад сложные, нестандартные, и учителю необходимо иметь навык выполнения таких заданий. Но подготовка к олимпиаде – это не основная работа учителя, зачастую на индивидуальные занятия с учеником не хватает времени. Уважаемые коллеги! Прошу поделиться размышлениями по поводу проведения олимпиад по русскому языку и литературе. Есть ли среди ваших учеников победители или призёры Всероссийской олимпиады? Пожалуйста, поделитесь опытом подготовки.
Старшов Михаил Александрович
Шулина Оксана Владимировна
Шарандина Валентина Владимировна
Татьяна
Старшов Михаил Александрович
Татьяна
Шубина Ольга Владимировна