Олимпиада... Можно ли научить ребёнка побеждать?

Скоро начнётся учебный год, а вместе с ним, помимо всего прочего, бесконечная череда массовых олимпиад. Администрация настоятельно рекомендует не просто участвовать, но обязательно побеждать! Победа в олимпиаде, как правило, объясняется необходимостью достойного портфолио ученика и дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ, аттестацией учителя, рейтингом успешности школы. Спору нет, олимпиады нужны и полезны. Каждому опытному учителю хорошо известно, что олимпиады стимулируют школьников, поднимают самооценку, формируют умение работать с дополнительными источниками информации, развивают логическое мышление, интерес к изучаемому предмету. Наверное, поэтому учителя стараются привлечь к выполнению олимпиадных заданий как можно больше способных учеников. Но, на мой взгляд, когда речь идёт о высоком уровне олимпиад, необходима серьёзная целенаправленная подготовка не просто способных, а талантливых учеников. Уже в 5-м классе присматриваюсь к детям: есть ли среди них потенциальные победители олимпиад? Да, есть дети, хорошо чувствующие слово, умеющие нестандартно мыслить, проявляющие творческие способности. Именно они в средних и старших классах становятся призёрами и победителями творческих конкурсов разных уровней. С олимпиадами сложнее: учеников, способных пройти дальше муниципального уровня, - единицы за долгие годы работы в школе. «Можно ли научить ребёнка побеждать?» - задаю себе вопрос и пытаюсь на него ответить. 1) Олимпиада – это, на мой взгляд, путь талантливых ребят. Это, пожалуй, как в спорте: есть школьные уроки физкультуры, а есть большой спорт и связанные с ним достижения. Есть школьное образование, и есть олимпиада, в которой победить или стать призёром удаётся единицам.Конечно, у ребёнка изначально должны быть определённые природные данные: цепкая память, хорошо развитое логическое мышление, более высокие по сравнению с большинством остальных детей интеллектуальные способности, активная познавательная потребность. 2) Мало выпускников связывает свою дальнейшую жизнь с филологией или литературой. Как правило, это ученики профильных лицеев или профильных классов. Дети из обычных школ имеют низкую мотивацию. Именно поэтому для многих детей олимпиада – разовое мероприятие. 3) Подготовка к олимпиаде – это серьёзный кропотливый труд, определённый ритм жизни, работа на результат в течение нескольких лет. Ученик в состоянии подготовиться самостоятельно к школьной олимпиаде, к олимпиадам последующих уровней готовит учитель. Это требует от наставника больших временных затрат, т.к. задания олимпиад сложные, нестандартные, и учителю необходимо иметь навык выполнения таких заданий. Но подготовка к олимпиаде – это не основная работа учителя, зачастую на индивидуальные занятия с учеником не хватает времени. Уважаемые коллеги! Прошу поделиться размышлениями по поводу проведения олимпиад по русскому языку и литературе. Есть ли среди ваших учеников победители или призёры Всероссийской олимпиады? Пожалуйста, поделитесь опытом подготовки.

Дискуссия создана 13 August 2018

в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Ответы

как хорошо служит нам русский язык! вместо нормального слова "желает" теперь говорится "настоятельно рекомендует", подумаешь, разница!

13 August 2018

А как тут поделиться опытом, Татьяна, когда это каждый раз "как первый". У меня были призеры и победители и муниципального, и регионального уровней по разным предметам. Но каждый раз - это настолько индивидуально (в зависимости от ребенка). Но! Всегда это в оооооооочень тесном сотрудничестве не только с учеником, но и его родителями (на уровне "спим и едим вместе" и "всегда на созвоне"). Тяжело, но чертовски азартно!

13 August 2018

Валентина Владимировна, спасибо за ответ. С поддержкой родителей как раз всё в порядке. А вот азарта у моих учеников маловато.

13 August 2018
Ответ

Татьяна, олимпиады терпеть не могу. Но говорю только о физике, и объясняю тем, что изысканные условия заданий олимпиад, придуманные опытными композиторами задач, прочитать не могу. А дети каким-то образом их решают! Только какие дети? которые учатся в трёх школах нашего города (о других городах ничего не знаю). Силком притащенные туда дети других школ посидят-посидят, и несут домой свои ноль баллов... Когда меня зазвали работать в новых физмат классах одного лицея, придумал для себя спецкурс, на котором делал то, что умею и люблю. Вовлекал детей участвовать в научных конференциях и выставках технического творчества. Так вот оттуда в школу пошли места, грамоты и дипломы, а у детей загорались глазки, появлялся интерес и в эту работу втягивались почти все дети. Мне удавалось найти небольшие и посильные темы внутри школьного курса физики, а это безотказно действовало на любые жюри из школьных педагогов. Пять минут выступления и показ чего-то действующего, сделанного своими руками - ребята быстро это оценили. Огромную пользу для детей вижу в самом процессе выступления перед публикой, а на олимпиаде сидит часами один-одинёшенек! а уж по русскому языку или литературе, совсем не понимаю смысла.

14 August 2018
Ответ

Михаил Александрович, здравствуйте! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Такого ответа я ждала. Радует, что я не одинока. Да, дети с удовольствием выполняют творческие задания, особенно по литературе. Успешны в творческих конкурсах разного уровня (эссе, репортажи, письма; сочиняют стихи, пишут замечательные рассказы), любят исследовательску работу. К сожалению, ребята не всегда имеют возможность выбрать тему, которая им интересна(на городской научно-практической конференции нужны работы, связанные с региональным компонентом. А это обязательно Чехов, Шолохов). Опять этот пресловутый "региональный компонент"! Столько интересного в русском языке, одни смс-сообщения чего стоят! А мы сгоняем детей на олимпиады, над которыми (чего греха таить) сами сидим часами. Значительная часть заданий по моим предметам Всероссийской олимпиады для меня скучна, неинтересна и неактуальна. Спасибо Вам, рада встрече с понимающим собеседником и человеком с хорошим чувством юмора!

14 August 2018

Отвечу как мама ученицы, ставшей дважды призером регионального этапа олимпиады по литературе. Читать дочка любит очень. Причем успевает прочесть не только школьную программу, но и "для души". Ей нравится классика русская и зарубежная, из современных в, основном, зарубежные писатели. Когда в 9 классе после победы на муниципальном этапе, ее пригласили дальше, чувства разные. Конечно гордость за ребенка, но и сомнения - а сможет ли. Учительница в таком же состоянии. У нее это был первый подобный опыт. Какие задания бывают, как подготовить - вопрос. Но доча сказала "хочу попробовать". Раз ребенок хочет - пойдем дальше. Нашли в интернете задания прошлых лет, сориентировались, что требуется. Если честно, как-то особенно не готовились. Когда узнали результат, радости не было предела. В 10 классе снова пригласили. Она уже более уверена в себе. Но, задания были совершенно другие. Поменялся формат олимпиады. Девочка сумела, снова призер. Теперь готовится к следующему году. Как готовится? Учитель посоветовала что дополнительно к школьной программе почитать. Она сама для себя определила, что хорошо бы научиться писать "белый" стих. Но самое главное, на мой взгляд, это психологическая готовность. Не надо бояться пробовать. Не получится - так бывает. Получится один раз - даст ребенку еще больше возможностей. Побеждает тот, кто не боится проиграть.

14 August 2018