12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

Олимпиада... Можно ли научить ребёнка побеждать?

Скоро начнётся учебный год, а вместе с ним, помимо всего прочего, бесконечная череда массовых олимпиад. Администрация настоятельно рекомендует не просто участвовать, но обязательно побеждать! Победа в олимпиаде, как правило, объясняется необходимостью достойного портфолио ученика и дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ, аттестацией учителя, рейтингом успешности школы.
Спору нет, олимпиады нужны и полезны. Каждому опытному учителю хорошо известно, что олимпиады стимулируют школьников, поднимают самооценку, формируют умение работать с дополнительными источниками информации, развивают логическое мышление, интерес к изучаемому предмету. Наверное, поэтому учителя стараются привлечь к выполнению олимпиадных заданий как можно больше способных учеников.
Но, на мой взгляд, когда речь идёт о высоком уровне олимпиад, необходима серьёзная целенаправленная подготовка не просто способных, а талантливых учеников. Уже в 5-м классе присматриваюсь к детям: есть ли среди них потенциальные победители олимпиад? Да, есть дети, хорошо чувствующие слово, умеющие нестандартно мыслить, проявляющие творческие способности. Именно они в средних и старших классах становятся призёрами и победителями творческих конкурсов разных уровней. С олимпиадами сложнее: учеников, способных пройти дальше муниципального уровня, - единицы за долгие годы работы в школе. «Можно ли научить ребёнка побеждать?» - задаю себе вопрос и пытаюсь на него ответить.
1) Олимпиада – это, на мой взгляд, путь талантливых ребят. Это, пожалуй, как в спорте: есть школьные уроки физкультуры, а есть большой спорт и связанные с ним достижения. Есть школьное образование, и есть олимпиада, в которой победить или стать призёром удаётся единицам.Конечно, у ребёнка изначально должны быть определённые природные данные: цепкая память, хорошо развитое логическое мышление, более высокие по сравнению с большинством остальных детей интеллектуальные способности, активная познавательная потребность.
2) Мало выпускников связывает свою дальнейшую жизнь с филологией или литературой. Как правило, это ученики профильных лицеев или профильных классов. Дети из обычных школ имеют низкую мотивацию. Именно поэтому для многих детей олимпиада – разовое мероприятие.
3) Подготовка к олимпиаде – это серьёзный кропотливый труд, определённый ритм жизни, работа на результат в течение нескольких лет. Ученик в состоянии подготовиться самостоятельно к школьной олимпиаде, к олимпиадам последующих уровней готовит учитель. Это требует от наставника больших временных затрат, т.к. задания олимпиад сложные, нестандартные, и учителю необходимо иметь навык выполнения таких заданий. Но подготовка к олимпиаде – это не основная работа учителя, зачастую на индивидуальные занятия с учеником не хватает времени.

Уважаемые коллеги! Прошу поделиться размышлениями по поводу проведения олимпиад по русскому языку и литературе. Есть ли среди ваших учеников победители или призёры Всероссийской олимпиады? Пожалуйста, поделитесь опытом подготовки.

Дискуссию начал(а) Татьяна13.08.2018 1136

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Старшов Михаил Александрович
#1, 13.08.2018
ОтветитьОцените ответ:2
как хорошо служит нам русский язык! вместо нормального слова "желает" теперь говорится "настоятельно рекомендует", подумаешь, разница!
Шулина Оксана Владимировна
#2, 13.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Да!Да!Да!
Шарандина Валентина Владимировна(эксперт сообщества)
#3, 13.08.2018
ОтветитьОцените ответ:3
А как тут поделиться опытом, Татьяна, когда это каждый раз "как первый". У меня были призеры и победители и муниципального, и регионального уровней по разным предметам. Но каждый раз - это настолько индивидуально (в зависимости от ребенка). Но! Всегда это в оооооооочень тесном сотрудничестве не только с учеником, но и его родителями (на уровне "спим и едим вместе" и "всегда на созвоне"). Тяжело, но чертовски азартно!
Татьяна
#4, 13.08.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #3 пользователя Шарандина Валентина Владимировна
Валентина Владимировна, спасибо за ответ. С поддержкой родителей как раз всё в порядке. А вот азарта у моих учеников маловато.
Старшов Михаил Александрович
#5, 14.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #4 пользователя Татьяна
Татьяна, олимпиады терпеть не могу. Но говорю только о физике, и объясняю тем, что изысканные условия заданий олимпиад, придуманные опытными композиторами задач, прочитать не могу. А дети каким-то образом их решают! Только какие дети? которые учатся в трёх школах нашего города (о других городах ничего не знаю). Силком притащенные туда дети других школ посидят-посидят, и несут домой свои ноль баллов... Когда меня зазвали работать в новых физмат классах одного лицея, придумал для себя спецкурс, на котором делал то, что умею и люблю. Вовлекал детей участвовать в научных конференциях и выставках технического творчества. Так вот оттуда в школу пошли места, грамоты и дипломы, а у детей загорались глазки, появлялся интерес и в эту работу втягивались почти все дети. Мне удавалось найти небольшие и посильные темы внутри школьного курса физики, а это безотказно действовало на любые жюри из школьных педагогов. Пять минут выступления и показ чего-то действующего, сделанного своими руками - ребята быстро это оценили. Огромную пользу для детей вижу в самом процессе выступления перед публикой, а на олимпиаде сидит часами один-одинёшенек! а уж по русскому языку или литературе, совсем не понимаю смысла.
Татьяна
#6, 14.08.2018
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #5 пользователя Старшов Михаил Александрович
Михаил Александрович, здравствуйте! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Такого ответа я ждала. Радует, что я не одинока. Да, дети с удовольствием выполняют творческие задания, особенно по литературе. Успешны в творческих конкурсах разного уровня (эссе, репортажи, письма; сочиняют стихи, пишут замечательные рассказы), любят исследовательску работу. К сожалению, ребята не всегда имеют возможность выбрать тему, которая им интересна(на городской научно-практической конференции нужны работы, связанные с региональным компонентом. А это обязательно Чехов, Шолохов). Опять этот пресловутый "региональный компонент"! Столько интересного в русском языке, одни смс-сообщения чего стоят! А мы сгоняем детей на олимпиады, над которыми (чего греха таить) сами сидим часами. Значительная часть заданий по моим предметам Всероссийской олимпиады для меня скучна, неинтересна и неактуальна. Спасибо Вам, рада встрече с понимающим собеседником и человеком с хорошим чувством юмора!
Шубина Ольга Владимировна(эксперт сообщества)
#7, 14.08.2018
ОтветитьОцените ответ:1
Отвечу как мама ученицы, ставшей дважды призером регионального этапа олимпиады по литературе. Читать дочка любит очень. Причем успевает прочесть не только школьную программу, но и "для души". Ей нравится классика русская и зарубежная, из современных в, основном, зарубежные писатели. Когда в 9 классе после победы на муниципальном этапе, ее пригласили дальше, чувства разные. Конечно гордость за ребенка, но и сомнения - а сможет ли. Учительница в таком же состоянии. У нее это был первый подобный опыт. Какие задания бывают, как подготовить - вопрос. Но доча сказала "хочу попробовать". Раз ребенок хочет - пойдем дальше. Нашли в интернете задания прошлых лет, сориентировались, что требуется. Если честно, как-то особенно не готовились. Когда узнали результат, радости не было предела. В 10 классе снова пригласили. Она уже более уверена в себе. Но, задания были совершенно другие. Поменялся формат олимпиады. Девочка сумела, снова призер. Теперь готовится к следующему году. Как готовится? Учитель посоветовала что дополнительно к школьной программе почитать. Она сама для себя определила, что хорошо бы научиться писать "белый" стих. Но самое главное, на мой взгляд, это психологическая готовность. Не надо бояться пробовать. Не получится - так бывает. Получится один раз - даст ребенку еще больше возможностей. Побеждает тот, кто не боится проиграть.