Эффективно ли инклюзивное образование в настоящие время в России?

Давать возможность детям с ОВЗ и детям-инвалидам посещать общеобразовательные учреждения-звучит благородно и заманчиво, но всё ли так хорошо как задумывалось изначально? Не ущемляем ли мы права здоровых детей, не готовых взаимодействовать и принимать "особых" детей? Готовы ли педагоги, не имея дефектологического образования, принимать этих деток, а главное организовать продуктивную учебную деятельность? Уважаемые коллеги, поделитись собственным опытом и мнением по столь важному вопросу

Дискуссия создана 3 November 2018

в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Ответы

Очень актуально! Мне кажется, придумавший эту идею человек наверняка был далёк от практики! Ограничения возможностей здоровья бывает разным - от физических недостатков, до неврологических заболеваний. Расскажу своё. Столкнулась в первый же год своей работы - ребёнок официально без соответствующих справок, но изначально рекомендована коррекционная школа. В плане умственных способностей, этот ребёнок превосходит остальных в классе - уже знает таблицу умножения, считает свободно в пределах сотни, неплохо читает (на сколько это возможно при проблемах с речью). Лучше остальных разбирается в звуках, буквах, без особых затруднений составляет схемы слов. Но! При малейшей усталости кричит, топает ногами, машет руками - остальные дети побаиваются его в эти моменты. Если мы выходим за пределы школы - не важно - стадион, парк, столовая (она у нас метрах в 50 от школы) - мальчик бежит... Видит дорогу - и несётся. Не разбирая тропы, по лужам, запинывается, падает, встает, бежит, бежит, бежит.... Если пытаются остановить дети - мальчик их толкает, пытается ущипнуть. Если останавливает учитель - напрягается, пытаясь вырваться, и бежать... При этом не разговаривает ни с кем. На вопрос: почему же ты не ждёшь всех? куда ты один бежишь? - напряженно молчит. А может заплакать. Тогда с места не сдвинется... Получается учителю или вести класс (а как же он, впереди, а вдруг машина???), или вести его (а как же класс? остальные 26 первоклассников, за которыми приглядывать тоже надо??). Конечно же, кушаем мы каждый день - и каждый день ловля ученика. На уроках или кричит, повторюсь если устал (а с речью проблемно пока), или гоняет карандаши по парте...или держа в руках их же, просто качается как маятник...Иногда нападают фобии - боится насекомых. Если пролетела муха - ничего не будет делать...увидел муху - звоню родителям: приезжают, увозят домой. День следующий от стресса температурит, потом выходит... Проблемные дети, я все понимаю. Но как быть - я не знаю.

3 November 2018

Поэтому я считаю, что именно в ситуации моей - стресс и ребёнку - ему тяжело, это видно, и не меньшие проблемы остальным детям - отвлекает, пугает резкими криками, убегает, толкает их. Опять же, в какую коррекционку его? Интеллект его хорошо развит. С отстающими ему никак нельзя. Индивидуальное домашнее обучение? Или какой-то другой выход? Или со временем привыкнет?

3 November 2018

Либо ребёнка переводить на домашнее обучение, либо мама должна быть где-то рядом. Устал ребёнок, начал нервничать - пусть мама забирает. Если же рекомендована коррекционная школа - ещё лучше туда его и перевести.

3 November 2018
Ответ

Может быть и рекомендована коррекционная школа, но мама может быть хочет чтобы её ребёнок учился в общеобразовательной! Желание родителей учитывается!

3 November 2018
Ответ

Я работаю в коррекционной школе. Осознание, что ребёнку лучше не там, куда его хотят определить родители, приходит к ним иногда довольно поздно. Одна мамочка мне по этому поводу сказала: "Это были мои родительские амбиции".

3 November 2018
Ответ

Так и есть! У нас тоже некоторые родители жалеют, что поздно попали к нам в коррекционную школу.

4 November 2018

Считаю, что инклюзия реальна только для детей с двигательными нарушениями при сохранном интеллекте и наличии "доступной среды".

3 November 2018

Согласна!

3 November 2018

Здравствуйте. Полностью с вами согласна. Инклюзия должна быть для детей с сохранным интеллектом. Если есть ЗПР или УО, или множественные нарушения, обучать совместно нельзя. Ни для кого результата, эффекта от работы педагога не будет.

27 December 2018

Здравствуйте! Данная тема актуально и в нашей школе, т. к. у нас есть такие дети. Да, школа включилась в данный проект: был оборудован отдельный удобный санузел, один вход переоборудован для колясочников, есть новейшее оборудование для работы с детьми с ОВЗ, учителя проходят курсы повышения, разработаны индивидуальные программы обучения, но этим практически все и ограниченно, потому что эти дети, практически все, обучаются на дому. Первый год пробовали обучать таких детей в классах, но многие не выдерживали и недели. Школа у нас двухэтажная и поэтому детям среднего звена из этой категории практически неудобно передвигаться по зданию, т.к. лестницы не оборудованы для инвалидов. Современный ребенок гиперактивен, а это у детей с ОВЗ вызывает быструю утомляемость или перевозбуждение, что тоже негативно влияет на ребенка. Кроме этого, среди здоровых детей часто возникает негативное отношение к ним в общении, чего учитель старается в любой ситуации избежать, но на практике не всегда это удается (увы).Да, ребят приглашают на классные часы, школьные мероприятия, привлекают к участию в конкурсах (некоторые из них имеют призовые места). Но находится среди детей полный школьный день им тяжело. Категория детей с ОВЗ требует особого внимания, а это повышенная психологическая нагрузка для учителя и, как показывает практика, эту сторону работы почему-то не учитывают.

3 November 2018

Это не инклюзия, это иллюзия. Умственно сохранные дети, но с физическими проблемами и раньше могли обучаться в обычной школе. У нас были дети-диабетики, дети с лёгкой формой ДЦП, один мальчик даже ходил с тростью, были дети со слуховым аппаратом и даже одна девочка с кардиостимулятором. А вот дети с умственными и психическими отклонениями должны обучаться отдельно, в спецшколах с учителями-дефектологами. Почему права детей-инвалидов (будем называть вещи своими именами) ставятся выше прав здоровых детей? Кстати, в классе где учится внучка моей приятельницы, именно из-за "особенного" ребёнка уволилась уже третья учительница. С кем начнут вторую четверть неизвестно. Причина простая - жалобы. Родители здоровых детей жаловались, что их детям уделяется мало внимания, т.к. всё внимание уделяется этому особенному ученику. Родители особенного жаловались, что их ребёнку внимание уделяется в недостаточном количестве, что дети не хотят с ним общаться, играть. Директор обвинял учителя в некомпетентности. В итоге ушёл уже третий учитель (вторая проработала вообще два дня, написала заявление по собственному и ушла на две недели на больничный).

5 November 2018

А у нас такая инклюзия- в общеобразовательной школе для детей с нарушениями ОДА (ДЦП) поступили дети с РАС с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, нарушениями интеллекта, поведения/бьются в истерике, кричат, кусаются, убегают...../.Вы бы видели глаза не передвигающихся самостоятельно детей с сохранным интеллектом! Я впервые плакала на 1 сентября!!!

7 December 2018

В моем понимании параллель с инклюзией такая - ИНКЛЮЗИЯ - ИЛЛЮЗИЯ

6 February 2019

В России НЕТ инклюзивного образования!!!

22 February 2019