Введение специальных федеральных государственных стандартов для детей с умственной отсталостью

Уважаемые коллеги, с 1 сентября 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. Для ребят с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталость предусмотрен, так называемый вариант 2, где центральное место отводится составлению на ребенка-инвалида специальной индивидуальной программы реабилитации (СИПР), в соответствии с которым и строится индивидуальное обучение ребенка. Хотелось бы узнать опыт коллег по работе в соответствии с рабочей программой по варианту 2 и СИПРАМ. А также каковы комплектации классов по возрасту и структуре дефекта?

Дискуссия создана 23 September 2016

в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»

Ответы
37248
Эксперт сайта
в сети

В нашей школе в этом году один из первых классов работает по СИПР. Позднее на сайте школы будет эта программа. Знаю, что классы комплектуют в соответствии возрасту (приблизительно одинаковый) и с одним и тем же диагнозом.

26 September 2016

А какова структура дефекта у учащихся класса и количество детей в этом классе!

26 September 2016
37248
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Точно не скажу про структуру дефекта, знаю, что имбицильность. Пока их 2 чел в 1 классе. В 2015-2016 учебном году в нашей школе началась апробация федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ. Под неё попал один первый класс. Сейчас он уже 2 класс. Там учатся дети с расстройствами аутистического спектра, их 5 человек. Учителю помогает тьютер.

26 September 2016
Ответ

У нас с этого года открылся класс для "тяжеленьких" вот поэтому и интересуюсь. У нас их тоже пока 2 человека.

26 September 2016
Ответ

Спасибо, только начинаем работать в этом направлении поэтому любые сведения представляют очень большую ценность. С уважением Пимонова Е.В.

27 September 2016
37248
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Как только на сайте нашей школы появятся рабочие программы, то сообщу. Посмотрите!

27 September 2016
Ответ

Большое спасибо за внимание.

27 September 2016
Ответ

К сожалению ничем не могу помочь((( у нас детей с таким диагнозом нет.

22 October 2016

Наша школа 2й год работает по СИПР

19 November 2016

Спасибо, что откликнулись. Если возможно, поделитесь опытом составления подобной программы. Заранее благодарна! С уважением Пимонова Е.В.

19 November 2016
Ответ

В моих публикация есть примерный СИПР,составляла для защиты на КПК.

20 November 2016
Ответ

Спасибо большое! С уважением Пимонова Е.В.

20 November 2016
Ответ

Татьяна Петровна, я не очень пока ориентируюсь в составлении СИПРов, заметила в Вашей разработке названия предметов не те, что рекомендованы ФГОСОМ для 2 варианта, Вы на основании индивидуальных образовательных потребностей ребенка заменили их названия? И еще, в СИПРах можно употреблять понятия ЗУНы? Пожалуйста, если Вас не затруднит, разъясните. С уважением Е.В.

20 November 2016
Ответ

Наших надомников пока сильно не трогали с названиями предметов по ФГОС. В этом СИПРе не было цели составить программу на конкретного ребенка и работать по ней- это был образец составления для массовых школ на курсах.

27 November 2016
37248
Эксперт сайта
в сети
Ответ

А у нас строго! В этом году 1 класс, "надомники" перешли на ФГОС и названия предметов в соответствии.

27 November 2016
Ответ

У нас пока так. Почему- не знаю. Думаю, что первоклассникам- надомникам по- новому уже предметы дали.

27 November 2016
Ответ

Большое спасибо за внимание к вопросу. По всей вероятности во всех регионах по -разному. Да и надомники это отдельная категория. У меня все в классе инвалиды с ТМНР, все посещают занятия только индивидуально, поэтому только СИПРЫ, да и ПМПК рекомендовано составление индивидуальной программы развития на каждого. Думаю, необходимо четное соответствие с ФГОСасм и методическими рекомендациями. Еще раз большое спасибо за внимание к вопросу и разъяснения. С уважением Пимонова Е.В.

27 November 2016
Ответ

У меня 4 девочки- надомницы, на каждую составляла СИПР по рекомендациям ПМПК. Одной рекомендованы логозанятия, другой занятия у психолога (приходят в школу в субботу индивидуально) . Родители еще не хотят 2 ч/нед. математики, а хотят гигиену и самообслуживание или ритмику- учитываю пожелания и составляю программу. Бывало, что доходило до абсурда- родители хотели чуть ли не химию и геометрию для умеренной степени. Но не у меня, да и образумили вовремя))

27 November 2016
Ответ

Здравствуйте, а какой у Вас класс? Сколько часов по СИПРу ребятки посещают в школе? Находятся ли на занятиях с ними родители? И какова продолжительность одного индивидуального занятия у Вас? Заранее спасибо. С уважением Пимонова Е.В.

27 November 2016
Ответ

Здравствуйте! У меня 3 девочки из 2 класса, одна из 3 класса. Обучаются на дому, за исключением психолога- дети приезжают сами в хорошо оснащенный кабинет.Средняя недельная учебная нагрузка- 8 часов, у одной девочки 10 часов ПМПК решено. Родители допускаются, но не для всех. Большинство без родителей лучше занимаются, а с мамами раскисают. А для аутистки нужна "фея"- тьютор за ее спиной. Все индивидуально.Урок 40 минут, перемена.

27 November 2016
Ответ

Большое спасибо, очень Вам ответ, очень признательна за информацию. С уважением Пимонова Е.В.

27 November 2016
Ответ

Пожалуйста) Обращайтесь, если вопросы будут еще::smile7::

27 November 2016
Ответ

Спасибо за Ваш материал!

3 May 2017

Очень хочется узнать о работе с такими детьми, так как с 1 декабря ко мне в обычный 1 класс общеобразовательной школы прибывает такой ребёнок, а на курсах по обучению детей с ОВЗ материала было возможно недостаточно?! Заранее благодарна.

27 November 2016
37248
Эксперт сайта
в сети

Советую посмотреть вебинар http://www.inclusive-edu.ru/life_news/1/746/ Возможно что-то и узнаете для себя.

27 November 2016

Доброго времени суток, а у Вас предусмотрен тьютор, который будет помогать ребенку осваивать программу по индивидуальному маршруту? Если нет, то это очень сложно. Какой диагноз у ребенка? Может чем-нибудь помогу. Работаю много лет с детьми с умственной отсталостью, правда в легкой степени УО. Только в этом году стала работать с детьми с ТМНР(тяжелая или глубокая степень УО). С уважением Пимонова Е.В.

27 November 2016

Добрый день,коллеги. Фгос для наших школ вступил только в этом году, а у нас в школе заставляют уже писать программы с 5 по 9 классы и причём оба варианта. Как у вас обстоят дела в школах? Мне кажется,когда ФГОС дойдёт до 5 класса, опять всё поменяется, как в общеобразовательных и требования будут другие.

6 December 2016

Безусловно, Вы правы! Программы по ФГОСу для УО и ОВЗ только для первого класса. Дело в том, что многие школы объявляют себя экспериментальными площадками и примеряют ФГОС для всех классов, но на законодательном уровне, только первые классы и нулевики. Это абсолютно точно, все есть в ФГОСах. Сейчас стартовал первый год по новым требованиям, много будет в последствии доработок. У нас в школе это понимают и ФГОС для УО (1 и 2 вариант) только для первого класса (нулевиков нет). С уважением Пимонова Е.В.

6 December 2016
37248
Эксперт сайта
в сети

В нашей школе тоже пишут Рабочие программы по ФГОС только для 1 классов!

6 December 2016

Здравствуйте! У нас только в начальной школе есть одна надомница. Сегодня похоронили другую. А я в средних классах читаю, так что не могу поделиться опытом, к сожалению.

21 January 2017
37248
Эксперт сайта
в сети

Хорошая новость! Глава Минобрнауки Ольга Васильева поделилась планами работы министерства на 2017 год на конференции агентства ТАСС. Один из них — привлечь тьюторов, которые будут помогать учителям в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. «Мы хотим ввести помощников учителей, так называемых тьюторов, чтобы была помощь основному учителю как в школах, так и в учреждениях дошкольного образования», — рассказала Васильева. Она добавила, что к 2020 году все школы должны стать инклюзивными, то есть полностью доступными для детей с различными заболеваниями.

25 January 2017

Новость, действительно, отличная. Только надо подготовить кадры, без специального образования это вряд ли получится. А задумка отличная.

25 January 2017
37248
Эксперт сайта
в сети
Ответ

::smile7::

25 January 2017
Ответ

Не первый раз сталкиваюсь с тем, что педагоги возлагают столько надежд на тьюторов. А чем он сможет помочь - это диспетчер, который сопровождает учебный процесс для особенного ученика. Его задача - составить индивидуальное расписание, например, весь класс пошел домой, а у "Васи" занятие с логопедом. Тьютор не будет водить ребенка в туалет, кормить его, не будет сидеть на уроках и дополнительно что-то объяснять (он может вообще не присутствовать на уроках).

3 May 2017
Ответ

Тьютор, как Вы заметили очень верно, сопровождает учебный процесс, а это значит все то, что не делает учитель делает тьютор, в том числе и водит в туалет, помогает одеться-раздеться, сопровождать ребенка на занятиях такова его должностная инструкция, это большая помощь в работе с такими детьми, я с этим работаю. Поверьте, для педагога-спецалиста и для ребенка это очень большая помощь.

3 May 2017

Это все, конечно хорошо, но в тех классах, где учатся сильные и умные детки, трудно ужиться ученику, который имеет некоторые заболевания.

3 May 2017
37248
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Согласна.

3 May 2017
Ответ

Вполне возможно, что в некоторых школах на тьюторов возлагаются обязанности ассистента, но это совершенно разные специалисты. Тьютор сопровождает учебный процесс, а ассистент - сопровождает обучающегося в учебном процессе. За одним тьютором может быть закреплено несколько тьюторантов. Другими словами это - диспетчер, обеспечивающий индивидуализацию обучения, в том числе одаренных детей. Т.е. он корректирует расписание индивидуальное и общее, так чтобы и учителя и ученик могли полноценно работать. Я не настаиваю на этой точке зрения, просто меньше месяца назад нам очень подробно разъясняли эту разницу на курсах и очень ругали тех руководителей, которые смешивают эти понятия. ::smile10::

4 May 2017
Ответ

Я, вероято, не совсем точно довела до участников дискуссии все объстоятельства. Дело в том, что я я имею ввиду тьюторов, которые работают в коррекционном учреждении. Ситуация такова: в классе 5 детей с умственной отсталостью разной степени тяжести и другие заболевания, которые усугубляют положение ребенка в социуме, за каждым закреплен тьютор (должностая инструкция типовая, она есть в Консультанте +) и работа ведется учителем во время учебного процесса фронтально, а тьюторы сидят с каждым ребенком и корректируют индивидуально для каждого работу по возможностям детей. На мой взгляд, это огромная помощь для учителя.

4 May 2017

Наша школа вошла во ФГОСы как экспериментальная площадка с осени 2014 года. Разрабатывали и апробировали программы сразу для всей начальной школы. В 2015-2016 учебном году на базе нашей школы несколько раз проходили курсы повышения квалификации, где мы делились опытом. У нас учатся детки с НОДА, НОДА и ЗПР, НОДА и УО (легкая и умеренная). В классах 4-5 человек, примерно одного уровня развития. У детей очень много внеурочной деятельности - иппотерапия, аквакоррекция, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, дефектологом, психологом

3 May 2017

Елена Владиславовна, я работаю в специальной школе-интернат для детей с УО- воспитателем. А девочки учителя. всех классов. если есть ребёнок не успевающий по программе нашей школы, пишут специальные программы для ребёнка, как сейчас их стали называть СИПР.А для нормальной школы я считаю это большой........проблема.Не знаю. может быть я и неправа, но деткам с умственной отсталостью лучше в специализированных школах. И проблем с социализацией у наших деток нет. Инклюзивному образованию нужно большое финансирование, чего унас большой дефицит.

9 June 2017

Я согласна с Вами целиком и полностью.

22 August 2017