Несколько крамольных мыслей об образовании. Часть вторая. Ученики.

1. Ученик должен знать устав школы и соблюдать его. В случае нарушения устава ученик должен нести наказание, предусмотренное этим же уставом. (Я предупреждала, что это мечты) 2. Ученик должен готовиться к урокам. При этом он должен иметь достаточно четкое понимание, что в подготовку входит и как это будет проверено. Чем меньше поводов думать "Всё равно не спросят", тем лучше. 3. Ученик имеет право знать критерии оценки любой работы и быть уверенным в её объективности. Также он должен иметь доступ к оценкам в журнале и четко понимать из чего складывается итоговый балл. 4. Ученик должен быть заинтересован в своем обучении больше, чем остальные участники образовательных отношений. Для этого он должен понимать практическую значимость предметов, а также осознавать ответственность за неудовлетворительное обучение. Пока нет действенных мер, не будет и ответственности. 5. Ученик имеет право на уважительное отношение учителя в любой ситуации, также на справедливость и непредвзятость. 6. Конечно, он обязан отвечать тем же, см. п. 1 7. Все занятия сверх уроков должны быть добровольны. Ученик должен понимать, для чего именно ему это надо. К тому же, ученик должен иметь своевременный доступ к информации о проводимых дополнительных занятиях, кружках, олимпиадах и прочем. Чем полнее и интереснее подана информация, тем больше мотивация. 8. Общественно-полезный труд, в противоречие п. 7, должен быть обязательно. Но, пожалуй, это не об учениках, а о системе в целом. Труд этот должен быть регламентирован и согласован с родительской общественностью, а также вариативен, в соответствии с возрастом, особенностями здоровья и др. 9. Ученик должен видеть в учителе помощника, а не надсмотрщика. В то же время, он должен осознавать необходимость и неизбежность контроля. И это самый сложный пункт... Впрочем, не только в школе, но и в семье. Итоговое: Ученик не обязан быть идеальным, но он должен видеть рамки за которые выходить нельзя, знать свои права, обязанности и меру ответственности за свои действия.

22 September 2019
Ответы

Дополнения, несогласие и просто любые мнения приветствуются::smile6::

22 September 2019

Что касается мер воздействия. Я считаю, что ученик должен знать цепочку возможных последствий: беседа, вызов родителей, внутришкольная комиссия, штрафы родителям и исправительные работы ученику с обязательным контролем администрации, кдн (и меры предусмотренные кдн), временное исключение, с определенными условиями для возвращения, окончательное исключение. По успеваемости сложнее. второй год имеет смысл до определенного возраста, в старших классах мера бессмысленная. Тут должна работать комиссия, устанавливающая причины, исходя из этого программа коррекции с обязательным посещением доп. занятий, с родительским контролем... Но эту проблему моя фантазия ещё недоработала ::smile42::

22 September 2019

Ваша фантазия движется в правильном направлении, я думаю, что в тех школах, где есть именно СИСТЕМА РАБОТЫ похожая цепочка выстроена (ну, понятно, без штрафов и временных отчислений). Хотя, они были бы действенны. Но возвращаясь к реалиям, я опять выступлю скептиком. Парень, который сделал себе нетрадиционную прическу (недавний обсуждаемый случай) оказался оправданным, хотя нарушил положения локального акта о внешнем виде. Мы живем в парадоксальное время, когда юридические законы в приоритете, даже если не совпадают с нравственными.

22 September 2019
Ответ

О том и речь в моей фантазии. Как в том кино: надпись есть, а буя нет! Так и у нас: устав есть, а мер воздействия за его нарушение нет. Хотя в той истории с парнем... ну не прав директор: чего так шашкой махать было из-за пустяков. Тем более, там малыш совсем, 4 класс! А историю раздули, будто он бомбу в школу принес.

22 September 2019
Ответ

Истории раздувать у нас умеют мастерски. А малышу показали, что педагоги враги и можно их юридически победить, да еще и славу получить на всю страну, не делая при этом ничего, кроме новомодной прически. В данной ситуации не правы все.

22 September 2019
Ответ

Абсолютно согласна с вами.

22 September 2019
Ответ

Время парадоксальное точно, Жанна Владиславовна. Где черное стало белым, а белое стало черным. Со школы спрашивают воспитание, нравственность... и много чего, в тоже время со всех источников информации "летит" такая нравственность....Что детям порой объяснить невозможно.

22 September 2019

3. ... Также он должен иметь доступ к оценкам в журнале. В электронном журнале каждый ученик и так видит свои оценки.

22 September 2019

Не поверите, есть школы, где до сих пор нет электронных журналов, а в обычные ребенку категорически запрещено заглядывать. Ещё и оценки несвоевременно выставляют: в конце четверти куча, а за неделю до этого ни одной - и необязательно это с долгами связано. Я, как мама школьника, из личного опыта говорю.

22 September 2019
Ответ

Очень даже верю, что есть такие школы! То, что оценки несвоевременно выставляют знаю!

22 September 2019
Ответ

Валентина Валерьевна, в школе, где оценки появляются в журнале за неделю до выпускного вечера, ученику и не надо читать ваш устав школы. может быть, уголовный кодекс, но я его не читал::smile4::

22 September 2019
Ответ

Увы, Михаил Александрович, уголовное наказание за несвоевременное выставление оценок не предусмотрено, а администрация учителя ругает, если бумажки вовремя не сданы, а оценки детям могут и погодить. ::smile6::

22 September 2019
Ответ

Что вы такое говорите, Валентина Валерьевна, " оценки детям могут и погодить"?! Оценку человек должен знать немедленно и понятную. Если щеночек вчера нашкодил на полу, нет смысла его тыкать носом сегодня. Кроме того, подозреваю, что весь класс должен эту оценку знать и принять. Оценка - главный инструмент педагога, и в обучении, и в воспитании, да и в добывании авторитета в коллективе учащихся. Без объективной оценки школы не будет никогда. Уточню, что меньше всего имею в виду ОТМЕТКУ.

23 September 2019
Ответ

Так это не я говорю, это негласно администрация нам декларирует, расставляя приоритеты в работе

23 September 2019

Привлечение учеников к труду и так согласовывается с родителями. А зачем общественно-полезный труд? Это труд, полезный для общества, но за который не платят? Вместо техничек, дворников? Зачем?

22 September 2019

ну как зачем, чтобы техничек, дворников продвинать в думу, где зарплата поприличнее::smile23::

22 September 2019

Труд затем, чтобы понимать ценность труда, видеть результат. Я же не утверждаю, что моё мнение - истина в последней инстанции. Лишь фантазия на тему. И, пожалуй, я имела ввиду не генеральные уборки и мытьё полов, а нечто другое. Работа в школьном саду, помощь социальным службам, что-то близкое к волонтерству. Когда-то была обязательная практика в школе. Кстати, в моем школьном детстве она оплачивалась. Отработав 10 дней по 3 часа, помнится, получила я рублей 10. Немного, но это были приличные деньги для ребенка. Почему бы не возродить нечто подобное? В идеальной фантазии, ребенок мог бы выбирать сферу применения своих способностей ::smile9::

22 September 2019
Ответ

Совершенно согласна с Вами, Валентина Валерьевна.Культура начинается с элементарного умения убрать за собой, а потом уже и безвозмездно сделать доброе дело, и от всего сердца помочь школе. А у нас так:бумажек набросаем, а убирать я не обязан. Пусть старушка- уборщица за мной приберет. И все так чинно, все так юридически верно. Надеюсь, слышите иронию.

22 September 2019
Ответ

Похоже на то.

22 September 2019
Ответ

А может затем, чтобы чуточку задумывался ученик, прежде, чем на пол плюнуть: вдруг убирать самому придется? ::smile49:: Хотя я не уборки имела ввиду, но тоже труд, иногда оно и полезно.

22 September 2019
Ответ

::smile7::

22 September 2019
Ответ

Да, была обязательной. Вам повезло, если платили; нам - никогда. Волонтёрством можно заниматься необязательно в школе, если ученику это интересно. У меня, помнится, был успешный ученик, записался в городской отряд волонтеров - и учёба по боку, выполнять домашние задания некогда, скатился на 3 и 2. Пришлось ему отказаться от такой деятельности.

22 September 2019
Ответ

"От всего сердца помочь школе"? Ну, если ученик захочет... Школе должно помогать государство - от всего сердца и изо всех сил. А что в реальности?..

22 September 2019
Ответ

Сегодня никто никого не неволит. Но жить немного радостнее, когда ты любишь: свой город, свою школу, своих педагогов, когда отношение у тебя ко всему не потребительское, а сыновнее. Государство обязано помогать школе, а не помогает потому что, в свое время, это сыновнее отношение не воспитали у тех, кто является сердцем и головой этого государства.Я вовсе не имею ввиду президента, но многочисленное бессовестное чиновничество, ведь, по сути, именно оно у нас правит.

22 September 2019
Ответ

Давайте определимся, что обсуждаем: общественно-полезный труд, труд (с оплатой) или невоспитанность (бумажек набросал, на пол плюнул).

22 September 2019
Ответ

С этим согласна. Да все вместе они и правят.

22 September 2019
Ответ

Давайте. Только, на мой взгляд, это вещи взаимосвязанные. Я написала, что имела ввиду не уборку в классе, хотя, на мой взгляд, вытереть доску и собрать бумажки совсем не зазорно, а более интересные дела. По поводу оплаты, я за. А вы? Мы же можем нафантазировать, что государство сократило армию чиновников, а освободившиеся финансы отправило на реализацию проекта "Внедрение практической деятельности в рамках профессионального самоопределения". Хотите, продолжим фантазию? Предположим, что программа школьного образования подразумевает 40 часов практики (можно назвать это общественным трудом, можно профессиональным самоопределением, суть не в том). Цифра условная, я её только что выдумала. И ученик может выбирать деятельность из ряда возможных, зависит от местности, возможностей школы и т.д. Например, озеленение территории, работа на детской площадке, оформление актового зала, организация массовых мероприятий, работа в школьной газете... сотрудничество с детскими домами, больницами, производственными предприятиями, уход за пожилыми, мелкий ремонт, убор... клининговые услуги ::smile4:: Практику можно осуществлять как в учебное время, так и в каникулы, ученик решает сам. Может и что-то ещё, надо подумать: это же моя фантазия, а раз она вас зацепила, то и ваша. ::smile50::

22 September 2019
Ответ

Не всегда, но платили. когда школьные клумбы пололи, вроде нет, а вот за работу в совхозе точно да. И за ремонт-побелку школы в 10 классе тоже платили. Учителя даже ссорились за нас, чей класс мы красить будем, считали, что мы делаем лучше наёмных рабочих. А это, согласитесь, приятное признание твоего труда. Может потому и возник у меня этот пункт, что хороший детский опыт был. Значит можно организовать так, чтобы желание работать было и понимание ценности труда.

22 September 2019
Ответ

Все новое-это хорошо забытое старое. У нас, Вами описанные часы, были в рамках УПК -учебно-производственных комбинатов. Один день в неделю, в старших классах, мы не учились, а шли на занятия по выбранной специальности. Для девочек были специальности: секретарь- машинистка, швея-мотористка, вязальщица, воспитатель в детском саду, чертежница. У парней: водитель, монтажник, слесарь, столяр.Первое полугодие изучали теорию, второе шли на практику. Летом отрабатывали по специальности месяц за настоящую зарплату. Вспоминаю это время с теплотой, у нас УПК был по четвергам, а в среду можно было не делать уроки, а заняться хобби или отдохнуть. На первую зарплату в 90 рублей я съездила на море и купила себе джинсовый комбинезон- предмет зависти подружек::smile4::.

22 September 2019
Ответ

Но это же здорово, что можно было приобрести несложные профессии, попробовать свои силы. Да, это было, в разные годы называлось по-разному. У нас упк, увы, не было, просто практикой называлось, в основном в совхозе работали или при школе, мальчишки иногда на кирзавод устраивались. Я попыталась чуть-чуть расширить это понятие, добавить разных доступных видов деятельности. Но смысл тот же, что и тогда: трудовое воспитание. Кстати, в разных форматах это принято во многих странах.

23 September 2019
Ответ

труд по обязанности - рабство, свободный = главное наслаждение в жизни, нет? особенно ценю труд в коллективе свободных людей.::smile4::

23 September 2019
Ответ

" вот за работу в совхозе точно (платили) да. И за ремонт-побелку школы в 10 классе тоже платили." - завидую такому прошлому! мой первый заработанный рупь весь остался в государстве, выпускной класс, целый месяц сентябрь добывал картошку из промерзающей за ночь земли на Печоре. Не заплатили нам ничего, и не поперхнулись. Даже от платы за обучение не освободили. После смерти великого вождя народов прошло ровно полгода, кто бы заикнулси спросить... Только капусты, помню, было много в глухой тёмной деревне, ешь не хочу. ::smile10::

23 September 2019
Ответ

Категория свободы слишком философична и индивидуальна. Некоторые девианты полагают, что они не просто так хулюганют, а свою свободу отстаивают. Учатся дети, по большому счету, тоже по принуждению, а значит, сама система образования уже есть насилие и несвобода. Программа по физике не навеяна моими желаниями, а навязана людьми, которые посчитали, что лучше знают, что мне надо. С того момента, как с ребенка снимают подгузник и сажают на горшок, его всё время к чему-нибудь принуждают, что-то навязывают. Некоторые называют это социализацией, другие рабством. Как посмотреть. Моя фантазия даёт выбор деятельности, но сам факт труда, как необходимого условия жизни в обществе, навязывает.::smile50::Приучать к труду как горшку надо, разве нет? Иначе много ли наслаждающихся найдете, с детства рук не замаравших, тяжелее ложки не державших?

23 September 2019
Ответ

Но неужели ж та картошка вас в раба превратила, психику сломала, травму непоправимую нанесла? Что-то мне подсказывает, что мыслите вполне свободно ::smile3::

23 September 2019

Поддерживаю все пункты. И это может стать былью, если изменить учебную программу. Чему мы учим? Избыточность научных, никогда не пригодящихся в жизни знаний, которые дети должны выучить ради оценки. И это при том, что основные, базовые умения не сформированы.

22 September 2019

Правильно, Лариса Анатольевна.

23 September 2019

А сейчас в Думе предлагают ввести автодело в школе... Откровение, прямо!!!! А ведь это было! Выплеснули ребенка с водой, бесконечно и с тупым упорством проводя реформы! Да и не реформы по факту, а развал образования! Вот уж действительно, ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть...

23 September 2019

::smile7::::smile1::в точку

23 September 2019
10762
Эксперт сайта

Живём в небольшом городке. Школа была с сельскохозяйственным уклоном. Мальчишки изучали "Трактора" и после окончания школы получали права тракториста. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! У девочек было животноводство. Нравилось. Ходили на ферму, кормили телят, доили коров. Осенью снимали с занятий, помогали колхозам с уборкой льна. Не платили. Прошло 30 лет после окончания школы, собираемся с одноклассниками и вспоминаем чаще эти моменты, как более интересные и сдружившие нас. Так что общественно-полезный труд имел ценность не только трудового воспитания, но и воспитание социальной личности.

23 September 2019
Ответ

И никто не возмущался принудительному труду и воспитанию рабской психологии. Наоборот, эти моменты вспоминаются как нечто приятное, радостное.

23 September 2019

В моё время летом была для девочек практика в виде работы на швейной фабрике. Мы шили рабочие рукавицы на электрических швейных машинах. За пару рукавиц платили 6 копеек. Я старалась сшить побольше, так как мы жили бедно. Да и работа мне нравилась. А более обеспеченные девочки опаздывали на работу, им деньги были не очень нужны.

23 September 2019