Несколько крамольных мыслей об образовании. Общение с родителями.
На мой взгляд, очень проблемная тема. Нигде специально не учат этому, а ведь родители - полноправные участники образовательных отношений. Родительский коллектив - мощная сила, которая может быть как разрушающей, так и созидающей. От того, как учитель построит отношения с ними во многом зависит общий результат. Учитель должен четко понимать, чего ждёт от родителей и декларировать свои ожидания, чем конкретнее, тем лучше. Не надо упрекать родителей в плохом воспитании, указывать на ошибки и, тем более, обвинять. Надо строить конструктивный диалог. Если родители недовольны действиями учителя, не стоит уходить в глухую оборону. Стоит проанализировать проблему, найти общее решение. Что не устраивает? Чаще всего родители возмущаются отсутствием информации или её несвоевременностью, непониманием требований учителя, его системы оценки работы детей, организации работы в классе. Доносите информацию четко и ясно и половина проблем отпадет. Говорите побольше общих фраз, читайте нотации и тогда построите глухую стену, через которую невозможно потом будет пробиться. Нужно понимать, что родители могут стать главными союзниками и помощниками, если вы сумеете грамотно повести работу. В самом начале моей педагогической деятельности родители были крайне недовольны моей работой. Но именно они помогли мне наладить контакт с детьми, тосковавшими по прежней учительнице, которая, разумеется, была лучше. Открытый разговор с родителями, четко обозначенные проблемы и те действия, которых я жду от них, помогли мне и детям сделать первые шаги в налаживании отношений. 1. Не упрекать и не обвинять. Не жаловаться на ребенка, тем более в присутствии других родителей. Говорить о проблеме и о способах ее решения. 2. Показывать родителю, что вы также заинтересованы в успехах ребенка, как и он. 3. Подчёркивать сильные стороны ребенка, его успехи. Только потом говорить о недостатках. 4. Стараться узнать побольше о самих родителях, привлекать их к школьной активности, согласно способностям. Кто-то может помочь организовать экскурсию, кто-то подготовить сценарий, украсить класс, а кто-то и сам не прочь вспомнить юность и поучаствовать в школьном вечере. 5. Сплотить родителей сложная задача, но сплотить костяк из 4 - 10 человек вполне реально. А там и другие потянутся: человек - существо коллективное. 6. Всегда оставаться профессионалом, особенно в конфликтной ситуации. Не давать волю эмоциям. Нужно помнить, родители защищают своё чадо, это нормально. Покажите, что вы понимаете их позицию, и конфликт, скорее всего, будет исчерпан. Останется договориться до чего-то конструктивного. 7. В то же время, доносить до родителей мысль, что образование и воспитание в равной мере их ответственность. Обьяснять родителям их права, а потом обязанности. Если действовать в обратном порядке, вряд ли вас услышат. 8. (А надо бы первое). Уважать родителей и их право воспитывать детей так, как они считают правильным, даже если вы с этим не согласны. Разумеется, в рамках закона. 9. Слышать и слушать родителей, считаться с их мнением. 10. Проводить собрания регулярно, четко планировать пункты обсуждения, не позволять отклоняться в беседе в бессмысленные споры и рассуждения, экономить своё и чужое время. Не говорить при всех об одном ребенке, разве что похвалить за достижения. Начинать и заканчивать на позитивной ноте. 11. Обозначить границы своего личного пространства, не допускать поздних звонков и пространных разговоров без крайней необходимости. 12. Не обсуждать других родителей и детей, ни в коем случае не провоцировать сплетни или конфликты.
Репп Валентина Валерьевна
Тихова Татьяна Алексеевна
Репп Валентина Валерьевна
Александра
Репп Валентина Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ирина Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Репп Валентина Валерьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Смирнова Лариса Анатольевна