В 1944 году, занимаясь в кружке акробатики Дворца спорта «Крылья Советов», он познакомился со студентами циркового училища, побывал на их репетициях. В том же году Олег поступает в Государственное училище циркового искусства, которое оканчивает в 1950 году по специальности «эксцентрик на проволоке».
Начал свою карьеру эквилибристом, выступая с номером «Эксцентрик на свободной проволоке» (режиссёр-педагог С. Морозов). В 1951 году дебютировал в качестве ковёрного клоуна в Саратовском цирке[5]. Окончательно утвердился в этом амплуа в Молодёжном цирковом коллективе под руководством знаменитого клоуна Карандаша (1951—1953).
Олег Попов создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька с копной соломенных волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступлениях использует такие приемы
как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование
цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимают антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Среди лучших реприз Олега Попова — «Повар», «Свисток», «Луч».
Участник многих телевизионных передач, в частности, принимал участие в детской телепередаче «Будильник». Часто снимался в кино, чаще всего камео, выступал в качестве режиссёра цирковых спектаклей.
Артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы.
Стихотворение посвящено клоуну Енгибарову. Но, на мой взгляд, вполне уместно и в отношении Олега Попова.
Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты, тут и там, —
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.
В светлом цирке между номерами
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: “Да разве это клоун!
Если клоун — должен быть смешной!”
Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
“Вышел на арену, так смеши!” —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой, —
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невеселый клоун, не живой.
Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Только — балагуря, тараторя, —
Все грустнее становился мим:
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце, —
Делались все горше пантомимы,
И морщины глубже на лице.
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас —
Будто обезболивал нам роды, —
А себе - защиты не припас.
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!
Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая свое.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами ее.
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нем сосредоточился в одно.
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.
Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал...
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.
Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилег, устав, —
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
Я шагал вперед неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк — уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.
Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживем и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках...
Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему — придумал, —
Этот клоун был без колпака.
Кусочек детства... Прямо в точку....Беззаботный смех, безмерная радость, безграничное счастье, безмятежность, и немного грусти - те детские чувства, которые остались в душе от солнечного клоуна. Навсегда....А когда он исчез с экранов...... Ощущение потери чего то важного, светлого, мирного и доброго.... Вот и сейчас...ПЕЧАЛЬНО, ГРУСТНО, БОЛЬНО....
Грустный клоун с красным носом - волосы в разлёт...
Зря грустишь, твоё искусство долго не умрёт.
Вечно людям нужен будет твой потешный плач...
Как уставшему - подушка, нищему - калач.
На манеже в старом цирке, шум и тарарам..
Ловит солнца желтый лучик, на потеху нам,
Рыжий клоун - кепка в клетку, курточка, сачок...
Он умаялся немного - лёг, прикрыв бочок...
Рядом лучик примостился, тоже ведь устал...
Вместе с клоуном трудился, прыгал и летал...
А теперь уснули оба... лицедей и свет...
Пусти они приносят радость людям много лет.
Перелистывая годы...
... «Сталинское время, потом детство и юность – военное время: страх, голод, холод, уносящие тысячи жизней либо в лагеря, либо на войну, но в любом случае почти наверняка на смерть. Это было страшное время. Оно не обошло своей косой и нашу семью, зацепив, прежде всего родителей. Папа работал на Втором московском часовом заводе механиком, и как мне рассказывала бабушка, на заводе делали какие-то специальные часы для Сталина и с ними что-то там случилось. А посему многих работников завода забрали в неизвестном направлении, и папу моего тоже. Он и умер в тюрьме.
У нас была тяжелая жизнь. Жили мы с матерью, мягко говоря, бедновато. Потом пришла война… Я все время мечтал наесться. Для этого на Салтыковке продавал мыло, которое варил сосед по квартире. И меня всегда преследовала мечта – когда война закончится, буду есть белый хлеб с маслом и пить чай с сахаром… Еще помню, как во время войны ел кашу, а мама плакала глядя на меня. Намного позже узнал, что от голода. Она отдавала мне последнее.
11-ти летним подростком я был учеником слесаря, а когда мне было 14 лет, я вкалывал наборщиком на полиграфкомбинате «Правда». А после смены занимался акробатикой во Дворце спорта «Крылья Советов», что находится на Ленинградском проспекте. Туда, кстати, часто приходили студенты из эстрадно-циркового училища. Мы подружились, они пригласили меня на свои репетиции. Мне там очень понравилось. И еще у них хлебная карточка была на сто граммов больше, чем у нас. В 1946-м году по их предложению я поступил в цирковое училище, и окончил его в 1950-м как эксцентрик.
С номером «Утренняя гимнастика на проволоке», который на экзамене прошел «на ура», меня направили в Тбилиси.
А после этих гастролей меня заметил знаменитый клоун Михаил Румянцев (Карандаш). Ему понравился мой номер - я выступал тогда, как эквилибрист-комик на свободно подвешенной проволоке, - и он пригласил меня в свою программу, где я ассистировал великому артисту. Так я попал в старый цирк на Цветном бульваре. Когда он получил отпуск, меня командировали на гастроли в Саратов. Клоун саратовского цирка заболел и не смог выйти на манеж, и дирекция предложила мне подменить его. Так после этого остался клоуном на всю жизнь. И вот уже более семидесяти лет, как я другого амплуа и представить себе не могу». Олег Попов.
Открыла дискуссию и настроение упало: Олег Попов. Как беден становится мир, когда уходят такие люди! Казалось, что и Зельдин, и Попов будут всегда и время над ними не властно.
Когда к Олегу Попову пришла слава, он стал сниматься в телевизионных передачах. Кроме того, артист сыграл в более чем десяти фильмах. Успех молодого клоуна был настолько велик, что его цирковой номер был включен в документальную ленту «Арена смелых» (1953). Эта работа и стала его дебютом в кино.
Наиболее известными картинами с его участием стали «Косолапый друг» (1959), «Последний жулик» (1966), «Приключения желтого чемоданчика» (1970), «Карнавал» (1972), «Мама», «Синяя птица» (1976), «Посторонним вход разрешен» (1987).
Чаще всего артист играл в фильмах самого себя, появляясь в своей знаменитой клетчатой кепке, которая является неизменным атрибутом его образа.
На приеме у психолога. Пациент:
-Доктор, у меня серьёзная проблема. Я ужасно несчастлив.
- В чем дело, собственно говоря?
- Да вот, просто никак не могу стать веселым.
- Есть множество способов. Например, уехать куда-нибудь подальше от дома. Сменить обстановку. Щенка заведите себе или кошку.
- Пробовал, не помогает!
- Любовницу вам завести, что ли? Как насчет этого?
- Пробовал, и по-прежнему я несчастен!
Доктор:
- В таком случае, у вас остается последний шанс. Просто сходите в цирк посмотреть на изумительно смешного рыжего клоуна!
Пациент, подходя к балкону со словами
"Я и есть тот самый клоун из цирка"...
Елена Викторовна, спасибо за приглашение.Да, это очень печальное известие. Я клоунов никогда не любила. В последнее время понимаю, что клоуны вызывают у меня даже ненависть. Но личность Попова - личность в больше степени эпохальная. Он стоял выше, был как-то чище и серьезнее иных.
Лихина Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Федорова Людмила Ивановна
Федорова Людмила Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна
Елена Викторовна
Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Викторовна
Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Елена Викторовна
Илюхина Антонина
Елена Викторовна
Прикрепленные ссылки
Песня Олега Попова
Ивлиева Наталия Алексеевна
Федорова Людмила Ивановна
Елена Викторовна
власова Наталья Николаевна
Лихина Елена Викторовна
Львова Светлана Алексеевна
Дмитриева Оксана Леонидовна
Лихина Елена Викторовна
Дмитриева Оксана Леонидовна
Гильманова Ольга Павловна
Лихина Елена Викторовна
Болтова Елена Ильинична
Александрова Марина Александровна
Лихина Елена Викторовна