Технология развития критического мышления

И. В. Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» Здравствуйте, коллеги, в течение 3-х лет применяю в практике ТРКМ. Технология строится по определенной схеме. В занятии должны присутствовать 3 стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Применяются следующие приемы: 1. Лови ошибку 2. Инсерт (заметки на полях) 3. Корзина идей 4. Таблица ЗХУ 5. Синквейн и т.д. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Наверняка среди вас есть, кто также использует данную технологию и может поделиться интересными идеями или опытом по ее реализации. Пишите, буду ждать

Дискуссия создана 4 January 2020

в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Ответы

Здравствуйте, я вспомнила еще один прием - кластер

4 January 2020
5555
Эксперт сайта

::smile2::

4 January 2020

Помню был методический семинар у нас в колледже, нам рассказывали про эту технологию. Я ее так и не освоила. Надо как-нибудь попробовать, спасибо

4 January 2020

А мы на ГМО обсуждали эту технологию. Коллега делилась опытом ее использования. Есть прием - тонике и толстые вопросы, тоже весьма интересный

4 January 2020
2899
Эксперт сайта

Проходила курсы по изучению этой технологии. Очень понравилось. Использую только некоторые приемы: таблица ЗХУ, дерево предсказаний, синквейн (очень нравится). Еще хочется попробовать прием "Шесть шляп", но пока дети маленькие. Разрабатывала уроки и классный час по этой технологии.

4 January 2020
13937
Эксперт сайта

Спасибо, Лилия Вильевна, за отзыв, я в основном использую приемы инсерт и лови ошибку, а синквейн не только в ТРКМ, но и на других занятиях

4 January 2020
2899
Эксперт сайта
Ответ

Я синквейн использую чаще всего на уроке литературного чтения: таким образом можно дать характеристику герою. Очень интересно получается.

4 January 2020
Ответ

Приём у которого практически нет недостатков. Дети очень любят такие приёмы. Был такой опыт у меня со словом параллелепипед.... Наисправляли... Правильно написанное слово.. Потом долго смеялись... Преимущества приема «Лови ошибку»: универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов; воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала. Недостатки приема «Лови ошибку!» Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил. Инструкция по «Ловле ошибок» Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак: Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании. Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте. Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности. Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения. Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов. Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу». Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании. Используйте доску, мультимедиа, карточки. Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители. Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий). Плюсов много.

4 January 2020
13937
Эксперт сайта
Ответ

Спасибо, Людмила Николаевна, за подробное описание, обязательно воспользуюсь вашими советами

4 January 2020
Ответ

Егор Игоревич, думаю ваш опыт с использованием этих технологий бесценен.

4 January 2020
Ответ

Мои тоже с удовольствием сочиняют синквейн на литературном чтении в группах и индивидуально... Действительно, удобно и интересно, помогает понять глубину понимания ребенком смысла произведения или характера героя...

4 January 2020

На уроках физики и астрономии часто использую приёмы "Фишбоун", "Ромашка Блума", "Толстые и тонкие вопросы", "Кластер", "Карта понятий", "Дерево предсказаний", "Диаграмма Венна". Ребятам нравится, выполняют подобные задания с удовольствием. Не только на уроках, но и дома. Синквейны пытались составлять, но как-то не прижилось это у нас.

4 January 2020
13937
Эксперт сайта

Марина Михайловна, спасибо большое, на астрономии попробую. Кстати, могу посоветовать программу, которую нашел и использую для проведения практических работ в компьютерном классе, она бесплатная, правда работает только на windows 7 и выше: https://stellarium.org/ru/

4 January 2020

Бесспорно, технология замечательная, т.к. развивает мыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения). Но сегодня мыслить, тем более критически,– опасно.

5 January 2020

Еще интересные приемы: 1. Ромашка вопросов 2. Зигзаг 3. Бортовые журналы

8 November 2020
13937
Эксперт сайта

Спасибо!

8 November 2020