Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности

В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы. Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип. Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам? Учитель-флегматик. Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой. Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание. Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь. Учитель-холерик. Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый. Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию. Учитель-сангвиник. Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание. Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность. Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей. Учитель- меланхолик. Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный. Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется. Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы. Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания. Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Дискуссия создана 6 November 2016

в группе «Копилка советов для педагогов»

Ответы

Автор: Бабичева Ирина Андреевна, студентка факультета иностранных языков педагогического института, БелГУ, г. Белгород Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную темпераменту учителя и его влиянию на успешность педагогической деятельности. Данный материал будет полезен всем учителям без исключения, так как носит познавательный характер. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-andrevna-babicheva/temperament-uchitelja-i-uspeshnost-pedagogicheskoi-dejatelnosti.html

6 November 2016

СПасибо большое. Действительно очень полезный и интересный материал::smile31::::smile31::::smile31::

6 November 2016

Спасибо огромное. Я именно эту статью и взяла. Понимаю, что в моей профессиональной деятельности от моего темперамента зависит обучение моих студентов. Я сама схватываю все на лету. Очень быстрая, подвижная, все быстро говорю и делаю. И замечания моих студентов вполне порой обоснованны. Не успевают за мной порой записать текст и т.д

6 November 2016

Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей могут развиваться честолюбие, высокомерие, окажется завышенной самооценка. Холерика надо ориентировать на ежедневный учебный труд, способствовать формированию у него сдерживающих качеств. Если меланхолика постоянно жалеть и не загружать сильные стороны в его характере развить, скорее всего, не получится, а будут развиваться слабые черты темперамента. У флегматика необходимо развивать эмоциональную сферу, учить его многообразию мимики и интонаций.

7 November 2016

Не думаю, что успешность в педагогической деятельности зависит от темперамента. Всё-таки, темперамент - это лишь "сырьё". Личность человека формируется под воздействием воспитания, образования, культуры. Конечно, несдержанность учащихся можно объяснить типом темперамента, как личностей ещё не сформировавшихся. Если педагог регулярно не сдерживается, то это свидетельствует либо о его непрофессионализме, либо о проблемах со здоровьем. Педагогу с любым типом темперамента необходимо быть терпеливым, мягким, тактичным, энергичным, подвижным, решительным и т.д. Тяжело,а что поделаешь? Приходится соответствовать.::smile2::

7 November 2016

::smile2::::smile2::::smile2::::smile2::::smile2::

7 November 2016
8350
Эксперт сайта

Спасибо,я никогда не задумывалась о темпераменте учителя.В жизни я сангвиник,и,насколько было мое удивление,когда я поняла,что я и учитель-сангвиник.::smile37::::smile23::

12 November 2016

А я обучаясь в школе была меланхоликом. Очень замкнутой, на контакт с незнакомыми людьми шла плохо. Только после 11 класса ситуация поменялась. Научилась и высказывать свое мнение. Очень хорошие учителя были. Со временем превратилась из меланхолика в сангвиника. Очень долго боялась больших аудиторий, огромного количества людей. Но стала бороться со всеми этими проблемами. И все решилось как-то само собой

12 November 2016
99820
Эксперт сайта
в сети

Я люблю жить в темпе, что-то экспериментировать, делать что-то новенькое ... И я стала замечать, что "мои" дети - ученики стали мне подражать: участвуют в различных конкурсах, любят делать различные поделки, просят,чтобы я их научила делать новые поделки... А что касается уроков, то я с первого класса вырабатываю темп работы(медленно не могу работать), на уроках нам скучать некогда.

15 November 2016

Спасибо, очень интересная статья

2 February 2017

Насколько мне кажется, в нашем коллективе только сангвиники и меланхолики работают

26 April 2017