Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности
В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы. Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип. Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам? Учитель-флегматик. Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой. Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание. Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь. Учитель-холерик. Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый. Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию. Учитель-сангвиник. Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание. Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность. Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей. Учитель- меланхолик. Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный. Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется. Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы. Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания. Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Викторовна
Гильманова Ольга Павловна
ФЕДОРОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
Кузнецова Алина Валентиновна
Елена Викторовна
Карине Рафаеловна
Гильманова Ольга Павловна
Артеменко Елена Николаевна
Арбекова Марина Юрьевна
Гильманова Ольга Павловна