Вскоре пойдут массовые самоувольнения учителей
Третья и тем более вторая смена в российских школах никуда не делись; бюрократическая нагрузка на школы и педагогов только растет; а зарплаты учителей в разы ниже официально объявляемых властями и начисляются непонятно кем и как. Все это узнали члены думского Комитета по образованию и науке Госдумы 20 февраля. Накал страстей был так высок, что обсуждение шло на повышенных тонах, местами срываясь в крик. Депутатов возмутило, что практически ни одно из конкретных решений летних слушаний 2019 года (гарантированная оплата учителю за 18-часовую нагрузку 70% средней зарплаты по региону, административная разгрузка школы и учителя, рост зарплат некоторых категорий педработников, организация медпомощи в дошколке и т.д.) выполнено не было. Вместо этого в Минпросвещения и Минтруда, как явствовало из отчетов их представителей думцам, главным образом занимались «мониторингом ситуации». Разобраться с окладами учителей в нашей стране действительно непросто. По нынешним законам, все решения по всем выплатам педагогам принимают муниципалитеты, а то и сами школы. И это «самоуправство» создает чрезвычайно запутанную и чреватую злоупотреблениями ситуацию. Мало того, что зарплаты учителей в разных субъектах Федерации различаются в разы. Даже внутри одного региона за одинаковый объем работы учителя получают по-разному: в одних школах базовая часть составляет 50%, в других едва достигает 25% общих выплат. И вот уже некоторые учителя получают меньше минимального размера оплаты труда (!), а среди учительского сообщества зреет и вот-вот прорвется нарыв. Так, первый зампред комитета Олег Смолин не исключает, что вскоре «пройдут массовые самоувольнения учителей, как это было с врачами в 2019 году. Сейчас из-за сложившейся ситуации учителя вынуждены работать на две ставки, что совершенно невозможно. Дальнейшее увеличение их нагрузок очень опасно: из этого лимона уже больше ничего не выжать!» Депутат Сафаралиев опасается, как бы и «те 5 тыс. руб. за классное руководство, что обещал президент, не внесли бы в зарплату, а потом и вовсе свели бы на нет». Эти опасения в условиях непрозрачности и всеобщей неразберихи, увы, не беспочвенны. И этот риск усугубляет сильнейшее недофинансирование образования. На него, по данным Счетной палаты, в России идет лишь 3,6% ВВП. А в итоге, если в Германии выходит на каждого учащегося по $1895 в год, то у нас всего $636 — втрое меньше! «Ведь было же сразу понятно, что нынешняя система оплаты труда педагогов не рабочая!» — возмущается глава Комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Севастьянова. «Ни одно федеральное ведомство сегодня не может ответить на вопрос, сколько средств требуется, чтобы учителя получали достойную зарплату, работая без перегрузок!» — поддержал думских коллег член профильного комитета Совета Федерации Виктор Смирнов. Все это чистая правда. Однако есть пара вопросов, способных подмочить благородное негодование парламентариев. Кто же, как не они в свое время приняли законы, легализовавшие всю эту вакханалию с учительскими зарплатами? И почему для того, чтобы предъявить справедливые претензии правительству, надо было дождаться, пока оно уйдет в отставку, а Ольгу Васильеву в бытность ее главой Минпросвета встречали в Думе не неприятными вопросами, а букетами роз? Ответы на них, как представляется, способны многое прояснить.
Прикрепленные ссылки
Ирина Ивановна
Мезенцева Ирина Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кирюхина Валентина Ивановна
Лариса Павловна
Бурых Елена Владимировна
Фролова Надежда Михайловна
Бурых Елена Владимировна
Светлана Цыдендоржиевна
Мезенцева Ирина Ивановна
Светлана Цыдендоржиевна
Ружицкая Вероника Александровна