И всё-таки ко всем надо обращаться на "ТЫ"
(Не взирая на предрассудки, а борясь с ними) *** Доброго времени суток, любезный читатель! В сентябре 2019-ого года мой знакомый школьник, Александр Бобров, похвастался на сайте «Пикабу» тем, что добился права обращаться на «ты» к своей молодой учительнице Елизавете. Хотя, по-моему, этого «права» и добиваться не нужно – просто «тыкать», и всё, и никто тебе ничего не сделает при достаточной смелости с твоей стороны. Главное – не робеть. Большинство обывателей практически сразу осудило смелого школьника, апеллируя к необходимости соблюдать «принятые в русской культуре» традиции, согласно которым к старшему по возрасту и должности надо обращаться на «Вы». Более всего меня возмутило, когда против мнения Боброва написали целую статью, представив её на нескольких Интернет-ресурсах. Я – не школьник Бобров. Я – преподаватель в ВУЗе, кандидат социологических наук, Дмитрий Леонардович Арсеньев, и Бобров стал называть всех на «ты» исключительно по моим советам. Это моя позиция, и спорить надо со мной, а не с ним. Я признаю, что рассуждения Александра несколько наивны и не до конца сформированы. Но он поддерживает меня, и я готов вступиться и сражаться за Правду до победного конца. *** Разберём аргументы противников «тыканья» по порядку. *) Статья против Боброва называется «Ученики хотят быть на «ты» с учителями». - В заголовке – правда. Но не полная. Правильнее было бы сформулировать так: «Разумные люди хотят быть на «ты» со всеми». *) Большинство настаивает на том, что речевые традиции, сформировавшиеся в языке, настолько незыблемы, что их нарушение – полный ужас и крах всего сущего. - Ложь. Речь – это инструмент, при помощи которого человек коммуницирует с окружающими так, как ему удобно. «Вы» - множественное число. «Ты» - единственное. Точка. Ты хотя бы элементарные правила математики и грамматики заучи. *) Отказ от обращения на «Вы» - это разрушение морали и нравственности. - Нет. Разрушение морали и нравственности – это курить и пьянствовать с десяти лет; это рожать в четырнадцать от неизвестного парня; это обманывать ближнего с целью заработка; это грабить в переходе старушку (и многое, многое другое). Общаться со всеми на равных (на «ты») – это значит – уважать себя и не позволять утверждаться над тобой надуманному авторитету, в каком бы статусе тот ни находился. *) Обращение на «ты» - это хамство и невежество. - Нет. Хамство – это когда ты спрашиваешь у человека дорогу, а он тебе в ответ: «Экскурсовода наймите!» Это когда ты, устав после смены, едешь домой, садишься в автобус, а туда входит мамаша с 10-летним хамом после дамского магазина и вопит: «Слышь, а ну встаньте! Уступите моему ребёночку, он со школы умаялся!» А когда ты обращаешься к человеку на «ты», ты уважаешь собеседника как равного тебе человека; как полноценную личность, созданную и одушевлённую Творцом. *) Разрушение традиций – это плохо, и это губит общество. - В основном, традиции – это надуманные, не имеющие ни капли здравого смысла, «правила», возникшие в период феодального и имперского строев с единственной целью – унижать простолюдинов, противопоставляя их «знатным особам». При этом «знатность» особы определялась лишь по факту рождения и приближенностью к монарху (за незначительными исключениями). Приведу пример некоторых традиций, за исполнение которых впору применять самые суровые наказания: • В некоторых восточных регионах принято делать обрезание девочкам, лишая их целого ряда биологических и психологических функций, напрочь калеча их существование до самой смерти. • В некоторых племенах аборигенов принято кушать пленённых воинов из враждующей общины. • В Средневековой Европе, с подачи властей которой и появилось «выканье» «вышестоящим», было принято подвергать девушек и женщин пыткам по малейшему подозрению в «колдовстве», а когда жертва признавалась, не в силах вынести мучений – сжигать на костре живьём. Про это написана «чудесная» книга «Молот ведьм», где обосновывается необходимость такого рода преследований и «воспитательных воздействий». Её авторы – уважаемые в те времена люди, учёные мужи, благообразно следующие всем принятым традициям. А теперь скажи мне, читатель, что эти традиции не надо разрушать, и ты тем самым моментально распишешься в своём моральном уродстве. Так вот, «выканье» придумано ТЕМИ ЖЕ САМЫМИ людьми! *) Каждый уважающий себя народ имеет традиции и чтит их. - Может быть. Но каждый ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ человек не зависит от правил, придуманных людьми в далёком прошлом, особенно если эти правила вредят в настоящем. Разумное общество перерабатывает правила в более прогрессивные, более соответствующие современным реалиям и удобствам. *) Что будет, если офицеры станут просить разрешения от солдат на командование ими? - Всё правильно будет. Человек обязан защищать свою Родину, но только из искренней Любви к Ней, а не по сухому приказу, порой преступному, и не по любви к начальникам. *) Если учитель слышит в свой адрес «тыканье», он опускается до уровня ученика. - Если учитель ляпает такую ерунду, ему вообще не место в педагогике. Во-первых, слово «опускается» сразу подразумевает, что учитель считает ученика существом ниже себя. А ниже – значит, хуже. Человеком второго сорта, друзья мои. Школьники – это наше будущее, и если их воспитывать в духе подчинения, на выходе мы получим жестокое бесчеловечное бюрократическое стадо. Такое стадо можно будет шпынять, как вздумается власть имущим; а если ученик, приученный унижаться перед «старшими по должности», добьётся власти, то будет аналогично притеснять своих подчинённых. Мы никогда не отойдём от феодальной иерархии = мы никогда не построим достойное гражданское общество, выгодное простому народу. *) Ведь это учитель отвечает за ученика, а не ученик за учителя. И это учитель проверяет знания ученика. - Да. Вот пусть и отвечает, и проверяет пусть. Какое отношение к ответственности имеет обращение ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ?! Не загромождайте образовательный процесс догмами. *) Обращение на «Вы» дисциплинирует общение, выводит его на «деловой уровень», обеспечивает субординацию. - Ложь. Деловое общение отличается от дружеского предметами обсуждения, а не формами обращений. Следуя утверждению выше, у кавалера-дворянина с дамой в XIX веке было сугубо деловое общение, а у купцов новгородской артели (тогда были все на «ты») – личное, задушевное. Сотни предприятий, как в бюджетном секторе, так и в бизнесе, давным-давно перешли на всеобщее «ты», и деловые обороты компаний от этого не поубавились. Скорее, наоборот… *) Ученики и так не уважают учителей, а вы ещё предлагаете им на «ты» переходить – вообще край! - Не уважают, потому что учитель орёт, унижает, придирается не по делу, не ценит в ученике личность, не уважает его социально-политические взгляды. Если ты знаешь хоть один случай, когда уважение было, а потом рассеивалось с переходом на «ты» - предъяви мне его. Большинство учеников не уважает большинство учителей, потому что уважать не за что. Это прискорбный, но факт. Изменяйтесь сами, и отношение к вам изменится тоже. *) Обращение на «ты» к учителю/старшему будет выглядеть странно. Меня коробит. - Привыкнешь. Также, как привыкли твои предки, которым Пётр Первым навязал «выканье» старшим по «Табелю о рангах». Человек – существо динамичное – он должен переосмысливать свои заблуждения, бороться с ними, а не следовать за пастухом. Преодолевать фобии, в конце концов! *) В английском языке все общаются на «Вы», и у них даже есть формы особого почтительного обращения. - Да, есть. В этом Бобров, конечно, ошибается. Но кто сказал, что английский должен служить примером нам, русским людям? Вот именно, что никто! Английская культура по своей сути построена на дискриминации и ранговости. Хуже в этом плане только у японцев и некоторых других восточных народов. Но не с них нам брать пример! В качестве хороших примеров отсутствия речевой дискриминации я могу привести такие языки, как испанский, шведский и норвежский. Несмотря на то, что во всех них присутствует «уважительное» «выканье», де-факто оно уже давно не используется в речи, и это замечательно. Это показывает, что общество развивается и отходит от традиций, необъяснимых с точки зрения здравого смысла. *) Нет такого правила, чтобы к учителю на «ты» обращаться! - Во-первых, правила, что к учителю надо обращаться на «Вы», тоже нет. Если есть – покажи мне его. Во-вторых, правила формируются людьми, и далеко-далеко не всегда по справедливости. *) На самом деле ученики сами не хотят обращаться к учителям на «ты», равно как и чтобы их называли на «Вы». - Ученики чаще всего «хотят» того, чего их приучили «хотеть». Просто нужно прививать правильные ценности демократического, но делового общения, и тогда всё будет в порядке. Такие, как Бобров – исключение. Исключение положительное, когда школьник не следует заученному, а размышляет собственной головой. *) С возрастом человек становится умнее, мудрее, поэтому начинает заслуживать обращение на «Вы». - Да, человек становится умнее и мудрее (хотя далеко не всегда), но вторая голова, как у Змея Горыныча, у него от этого не вырастает. И не вырастет никогда, даже если он доктором наук станет. А обращение на «Вы», как понятно каждому дураку, это МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО! Если тебя приучили думать, что «выканье»=вежливость и уважение, то это только твои проблемы. Этикет – не божья скрижаль. Думай. *** Несмотря на настоящую пещерную дремучесть, с которой столкнулся Александр, рассказав о своей победе над Елизаветой, находятся и адекватные люди, понимающие, что лучше вежливо, но на «ты», чем по-хамски (с издёвкой, например), но на «Вы». Это зрелые личности, и я желаю стать такими всем. Всем тем, кто ещё не осознал элементарных вещей. А обращение на «ты» необходимо всячески популяризировать «сверху». Как я вижу, большинство людей не хочет воспринимать аргументы, продиктованные чистым разумом. Но всё равно настанет момент, когда всеобщее «тыканье» станет непреложной нормой. В своё время Пётр Первый палкой и хлыстом внедрил нам «выканье», пришедшее из королевско-имперской Европы, но мы избавимся от этой ереси! Избавимся навсегда. *** До свидания. Насхледаноу. Дмитрий Арсеньев. Арсеньев Дмитрий. 2020 год.
Согласен(на) ли ты с моей позицией, обозначенной в статье?
Да
16.7%
Нет
83.3%
Затрудняюсь ответить
0.0%
Всего голосов: 12
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Дмитрий Леонардович Арсеньев
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Дмитрий Леонардович Арсеньев
Павленко Венера
Павленко Венера
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Старшов Михаил Александрович
Степанова Елена Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Беласик Людмила Николаевна
Ирина Эйдук
Ирина Анатольевна
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Ирина Анатольевна
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Агафонкина Елена Александровна
Старшов Михаил Александрович
Агафонкина Елена Александровна
Спицына Любовь Ивановна
Агафонкина Елена Александровна
Ирина Анатольевна
Спицына Любовь Ивановна
Россиева Антонина Владимировна
Ирина Ивановна
Федорова Людмила Ивановна
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Федорова Людмила Ивановна