Верите ли вы в доказательную педагогику?

"Я за доказательную педагогику!" - такую фразу я услышала как-то от директора одной из школ, уважаемого методиста. В смысле, за педагогику подтвержденную цифрами, статистикой, мониторингами... И я задумалась: педагогика больше наука или творчество? можно ли её измерить? Ведь порой как бывает: применяешь какой-то метод, технологию - и всё отлично! И тут же в параллельном классе ничего не получается! Дети вялые, на тебя не реагируют или, напротив, на ушах стоят... Первым было интересно, вторых никак не можешь увлечь. А если метод работает, то почему? Потому что он так хорош, или потому что отлично сложились взаимоотношения учителя с классом, потому что сам класс сильный или просто сегодня все выспались и хорошо поели... Слишком много неучтенных факторов. Для меня педагогика - это магия. Да, есть совокупность приемов, методов, которые ты применяешь. Но не ими определяется твоё мастерство, не только ими. И ни один мониторинг не покажет точно, что повлияло на твоих учеников, какой из методов. А у некоторых учителей и методов особых нет: лекция, опрос, беседа, контроль - и всё; но сила личности, обаяние, умение заразить любовью к науке таковы, что все дети и учителя боготворят, и предмет знают. А как измерить то, что не знаешь, но чувствуешь: вот он был двоечник и остался. Но был замкнут и нелюдим, а сейчас общается, отвечает, слушает на уроке, улыбается даже. В какую статистику прилепить эту улыбку? Хотелось бы узнать ваше мнение: вы верите в доказательную педагогику? Считаете её наукой в полной мере? Или это больше искусство, где в равной степени работают мастерство, интуиция, а личность учителя важнее, чем приёмы, им применяемые?

12 May
Ответы

Не верю ни в какую доказательную педагогику.

3
12 May

Много всяких слов про педагогику мы слышали. Иногда такой абсурд. Сама применяю и статистику, и мониторинги. Кое-что даже изобрела для формализации результата. Эти данные помогли мне увидеть результаты своей работы. До этого казалось, что работаю впустую. Но разве можно измерить всё. Полностью согласна с автором дискуссии: невозможно формализовать и измерить все достижения в педагогике.

3
13 May

Спасибо за ваше мнение! Согласна, что цифры помогают, а методы работают. Поэтому мы всю свою жизнь учимся. И я веду мониторинги, пишу статьи, выступаю на конференциях, как мы все. Но всё же невозможно назвать педагогику наукой и загнать рамки статистики. Каждый раз, заходя в класс, ты не знаешь точно, как всё будет, что "полетит", а что оставит детей равнодушными. Иногда я откладываю конспект, и вдруг начинаю делать и говорить совсем не то, что планировала... И что-то такое происходит со мной и детьми - как озарение. То, что невозможно записать, переложить на сухой язык науки, а иногда и повторить невозможно. А в другой раз - всё идет не так, и ты доходишь до отчаяния, думаешь: "Зачем я здесь? Я вообще не умею ничего! Меня никто не слышит, всё бессмысленно!" Думаю, актёрам очень понятно это состояние. Всё же, педагогика - искусство)))

5
13 May
Ответ

Точно!::smile1::

2
14 May
3828
Эксперт сайта
в сети
Ответ

Абсолютно с Вами согласна, Валентина Валерьевна!

1
19 May

Я бы по другому поставил вопрос: как вы относитесь к доказательной педагогике? Если её придумали - значит кому-то это нужно. Пусть существует, но где-то рядом. Люди хотят всё измерить, пощупать, оценить. Нас же нужно как-то оценивать! А то, что наша работа - это в основном вся наша жизнь, что можно изучить все технологии, методики, способы, а применить их не получится потому, что... И здесь масса перечислений. Полностью с Вами согласен, что детская улыбка и искренние глазки - это и мониторинг и статистика в педагогике.

4
15 May

Спасибо! Очень здравый взгляд на предмет. Вы выразили то, что я смутно понимала, но не могла чётко для себя сформулировать. Вот что значит, верно поставить вопрос::smile1::

1
18 May
Ответ

Спасибо Вам за поднятую тему. На мой взгляд - это самое главное в нашей работе. Об этом нужно говорить даже при том, что изменить ничего не получится.

3
18 May

Здравствуйте. Не верю в доказательную педагогику. Педагогика - это определенное творчество, подход, навык, дар. Педагогика, на мой взгляд, не может подчиняться статистике. Можно вести журналы, записывать результаты, строить диаграммы, оценивая так свою работу, свои успехи и наоборот, какие приёмы работают лучше, какие нет. Но, по моему мнению, нельзя эту науку, этот человеческий опыт (у всех абсолютно разный), умение выходить из нестандартных ситуаций (опять же у всех по разному) - свести к общей статистике для всех. Спасибо.

2
26 May