Читать или не читать?
Поговорим о важной проблеме: ЧТЕНИЕ вытесняется из жизни детей. Но школьникам необходимо обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.Давайте поделимся опытом по формированию читательской культуры у современных школьников.
Дискуссию начал(а) Попова Ольга Александровна06.07.2017 3769
Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Антонова Надежда Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 06.07.2017
Читательскую компетентность я формирую во внеклассной деятельности. Мне, как воспитателю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.
Создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играет «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравится, когда книжка «приходит» во время чтения сказок.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение..
Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример , я всегда выразительно читаю художественный текст.
Хорошей основой для накопления детьми личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова проговариваем вместе.
Чтобы повысить интерес к чтению, использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играет «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравится, когда книжка «приходит» во время чтения сказок.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение..
Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример , я всегда выразительно читаю художественный текст.
Хорошей основой для накопления детьми личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова проговариваем вместе.
Чтобы повысить интерес к чтению, использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Отредактировано 06-07-2017 19:22
Забелина Алина Викторовна
#3, 06.07.2017
Даже урок математики страдает от того, что не читают... Не могут воспринять текст задачи,составить алгоритм решения, понять, о чём спрашивают
Ольга Сергеевна Александрова
#4, 06.07.2017
С 2010 года в школе №76 Ленинского района города Саратова реализуется долгосрочный проект по развитию читательского интереса школьников «Читать не вредно, вредно не читать». Участие в совместных творческих проектах,привлекательность победы стали стимулом, способствующим привлечению ребенка к чтению книг, а элементы соревнования и игры позволили успешно поддерживать читательскую активность на протяжении длительного времени. Праздники и конкурсы (в том числе дистанционные), участие в акциях, библиотечные уроки и др. мероприятия проводятся по плану проекта учителями школы. Приглашаем на страничку "Поддержка и развитие чтения" http://sarschool76.narod.ru/chtenie.htm, страничку "Реализация школьного проекта «Читать не вредно, вредно не читать!» в 2016-2017 учебном году" http://sarschool76.narod.ru/proekt_KNIGI-2016-2017.htm, библиотечную страничку http://sarschool76.narod.ru/biblioteka.htm. На страницах школьного сайта широко представлены все мероприятия и достижения проекта.
Светлана Александровна Максимова
#5, 06.07.2017
Не соглашусь с тем, что не читают. Читают, но не то. В этом году столкнулась с тем, что мой отличник не прочитал "Мёртвые души". Понятное дело, прочитать все-таки пришлось и сдать, но тем не менее. Что он читал вместо "МД"? Фанфики! Проблема в том, что потребность в чтении есть, на мой взгляд, но нет правильно сформированной мотивации к чтению классики, школьной программы. Большинство родителей после школы книгу и в руки-то не берет. Живут неплохо и без книг. Поэтому и дети, глядя на родителей, так же относятся к школьному чтению. Боюсь, что одна школа не справится с этой проблемой. Интересные уроки лишь немного спасают ситуацию, ведь объем программы большой, а часов не так много. Чтобы чтение было привычкой, надо каждый день читать с ребятами. Разве не так?!
Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#6, 07.07.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Светлана Александровна Максимова
Совершенно с Вами согласна, Светлана Александровна! Эту серьезную проблему надо решать сообща. И начинать, я думаю, надо не с детей, а с родителей. Им объяснять к чему может привести неумение и нежелание читать.
Гузалия
#9, 07.07.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Светлана Александровна Максимова
Не всегда стоит винить родителей. В моей семье читают все. У меня на журнальном столике постоянно лежит книга - дочитываю одну, начинаю следующую, с удовольствием перечитываю то, что читала давно (часто книга со временем воспринимается совершенно иначе). Муж тоже читает, не много, но все таки. Сын читает как и я, много и с увлечением. А вот дочь читать не хочет категорически. Лютой ненавистью ненавидит уроки русского и литературы ... Все мои попытки заинтересовать ее хоть каким-нибудь чтением безнадежно проваливаются
Светлана Александровна Максимова
#10, 07.07.2017
А никто и не винит... Это одна из причин. Данная проблема потому и стоит остро, что в основе её лежит много причин.
Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#7, 07.07.2017
Вспоминаю свои школьные годы, когда нас ругали и наказывали за то, что мы во время урока читали книгу под партой. Как мы делились редкими произведениями, которых не могли найти в библиотеке. А сейчас дети несут из дома и сдают в макулатуру художественную литературу, которую мы с трудом доставали, чтобы прочитать.
Попова Ольга Александровна(эксперт сообщества)
#8, 07.07.2017
Дети не идут в библиотеку, предпочитают читать в компьютере, в телефоне. Вот и получается: на уроке мало у кого на партах лежат книги.
Алексашина Алла Михайловна
#11, 20.07.2017
Да дети сейчас читают неохотно хрестоматийные произведения, но они читают другую литературу. Я для привлечения к чтению пользуюсь таким приемом: я предлагаю детям отрывок из кинофильма, снятого по изучаемому в данный момент произведению, и предлагаю соотнести его с самим произведением. Найти сходства и различия. Детям приходится прочитать произведение, чтобы правильно ответить на вопрос.::smile0::
Отредактировано 20-07-2017 12:22
Попова Ольга Александровна(эксперт сообщества)
#12, 22.07.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Алексашина Алла Михайловна
Спасибо, возьму на вооружение.
Похожие дискуссии:
- "Ребенку надо говорить правду про учителей".
- «На ребёнка реформаторам наплевать». Эксперт о проблемах современной школы.
- 15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов в России
- Вечер школьных друзей!
- ВПР
- Итоговое собеседование: как Вам идея?
- Мотивация в учении - проблема важная!!!
- Предлагаю игру в грамотность.
- Студентам разрешат учить школьников, а у педагогов со стажем не будут требовать наличия профильного
- Устное собеседование: плюсы и минусы...