Символ года 2017 — петух
В канун нового года предлагаю поразмышлять. Присущи ли этой птице самые мощные магические свойства? Или ей подвластна порча и сглаз?
Полезные ссылки
Дискуссию начал(а) Спиридонова Тамара Ивановна24.12.2016 1132
Опубликовано в группе «Новогоднее настроение!!!»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Насонова Светлана Евгеньевна
#1, 24.12.2016
В Восточном гороскопе Петух символизирует целеустремленность, прямоту, терпеливость, трудолюбие, стремление к совершенству. В большинстве традиций петух связан с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и тому подобное).Интересно, что австралийские аборигены иногда считают петуха «птицей, которая смеется на рассвете». Это напоминает и русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «Не сторож, а всех рано будит» и так далее.
Петух не только возвещает о начале дня, выступая как глашатай солнца, света (ср. французское название петуха «Chanteclaire», что в буквальном переводе значит — «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и в суточном циклах.
В некоторых мировоззрениях петух не только связан с солнцем, подобен ему, но и сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.
Во многих мифологиях и культурах петух связан с божествами утренней зари и небесного огня, например, с Аполлоном, Митрой, Аху-рамаздой, Аматэрасу, Гермесом, Меркурием, Асклепием, Марсом и другими.
Петуха, как воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту (в западнославянской мифологии — «бог богов»), а также считали лучшей умилостивляющей жертвой небесным богам — Сварогу (в славянской мифологии — бог огня) и Перуну (в славянской мифологии — бог грозы и грома).
У древних евреев петух — символ третьей стражи ночи — от полуночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце.
Кстати, от его «всевидящей способности» и пошло такое широкое распространение гадательных и предсказательных практик, которые существуют среди магов и колдунов по всему миру.
С Петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. Этому способствовало мифопоэтическое представление о петухе как дважды рожденном, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели».
Изображение петуха, как символа воскресения и обновления, иногда помещалось на могилах, кресте или камне в чередовании с изображением солнца. Поэтому он был посвящен Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.
Естественно, связанный с возрождением петух со временем стал символизировать плодородие. Поэтому в обрядах, связанных с плодородием земли петух играл первостепенную роль. После окончания жатвы из петуха готовили ритуальное блюдо, а после уборки зерновых его закалывали на гумне и окропляли его кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе.
Естественно, будучи символом плодородия, петух в некоторых традициях, стал олицетворять Хлебный Дух. Так, например, жители Северной Германии уверяют, что «в последнем снопе сидит петух». Скашивая его, жнецы кричат: «Пришел черед изгонять петуха».
В Фюрстенвальде, когда наступает черед вязать последний сноп, хозяин выпускает на поле принесенного в корзине петуха. Жнецы гоняются за ним до тех пор, пока не поймают.
У вендов существовал такой обычай: землевладелец прятал под последним из лежащих на поле снопов живого петуха. Жнец, который наталкивался на этот сноп, имел право оставить петуха себе, если, конечно, ему удавалось его поймать.
Петуха, сделанного из дерева, картона, колосьев и цветов, крестьяне носят перед телегой, груженой хлебом, а в Вестфалии петух держит при этом в клюве различные плоды земли. Иногда изображение петуха прикрепляют к вершине Майского дерева, которое возвышается на последнем возу с зерном.
В других местах живого петуха или его изображение прикрепляют к жатвенной короне и носят на шесте.
В Германии, Венгрии, Польше и Пикардии жнецы кладут петуха на ту часть поля, которую предстоит убрать в последнюю очередь. Они гоняют его по полю или зарывают по шею в землю. После этого ему серпом или косой отсекают голову.
Когда в Вестфалии косари приносят землевладельцу деревянного петуха, он вручает им живого, которого те до смерти забивают кнутами (или палками) или обезглавливают старой саблей, а затем бросают работающим в амбаре девушкам или отдают хозяйке, чтобы та его сварила.
Близ Удвархей (в Трансильвании) живого петуха завязывают в последний сноп и убивают ударом вертела. Его ощипывают, причем мясо выбрасывают, а до следующего года сохраняют лишь кости да перья. Весной к семенам, извлеченным из последнего снопа, примешивают петушиные перья и разбрасывают эту смесь по полю перед вспашкой.
Конечно же, петух, будучи связанным с плодородием, стал одним из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа).
Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата.
Символизируя сексуальность, петух, а впоследствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение.
Еще во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную курицу, часть которой он отдавал своей супруге.
Иногда еще при отправлении невесты с приданым к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу.
Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Кроме того, иногда было принято дарить молодым на свадьбу пару живых кур.
В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти переселяются соответственно в петуха и курицу.
А для некоторых индейских племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека — смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
Петух не только возвещает о начале дня, выступая как глашатай солнца, света (ср. французское название петуха «Chanteclaire», что в буквальном переводе значит — «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и в суточном циклах.
В некоторых мировоззрениях петух не только связан с солнцем, подобен ему, но и сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.
Во многих мифологиях и культурах петух связан с божествами утренней зари и небесного огня, например, с Аполлоном, Митрой, Аху-рамаздой, Аматэрасу, Гермесом, Меркурием, Асклепием, Марсом и другими.
Петуха, как воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту (в западнославянской мифологии — «бог богов»), а также считали лучшей умилостивляющей жертвой небесным богам — Сварогу (в славянской мифологии — бог огня) и Перуну (в славянской мифологии — бог грозы и грома).
У древних евреев петух — символ третьей стражи ночи — от полуночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце.
Кстати, от его «всевидящей способности» и пошло такое широкое распространение гадательных и предсказательных практик, которые существуют среди магов и колдунов по всему миру.
С Петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. Этому способствовало мифопоэтическое представление о петухе как дважды рожденном, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели».
Изображение петуха, как символа воскресения и обновления, иногда помещалось на могилах, кресте или камне в чередовании с изображением солнца. Поэтому он был посвящен Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.
Естественно, связанный с возрождением петух со временем стал символизировать плодородие. Поэтому в обрядах, связанных с плодородием земли петух играл первостепенную роль. После окончания жатвы из петуха готовили ритуальное блюдо, а после уборки зерновых его закалывали на гумне и окропляли его кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе.
Естественно, будучи символом плодородия, петух в некоторых традициях, стал олицетворять Хлебный Дух. Так, например, жители Северной Германии уверяют, что «в последнем снопе сидит петух». Скашивая его, жнецы кричат: «Пришел черед изгонять петуха».
В Фюрстенвальде, когда наступает черед вязать последний сноп, хозяин выпускает на поле принесенного в корзине петуха. Жнецы гоняются за ним до тех пор, пока не поймают.
У вендов существовал такой обычай: землевладелец прятал под последним из лежащих на поле снопов живого петуха. Жнец, который наталкивался на этот сноп, имел право оставить петуха себе, если, конечно, ему удавалось его поймать.
Петуха, сделанного из дерева, картона, колосьев и цветов, крестьяне носят перед телегой, груженой хлебом, а в Вестфалии петух держит при этом в клюве различные плоды земли. Иногда изображение петуха прикрепляют к вершине Майского дерева, которое возвышается на последнем возу с зерном.
В других местах живого петуха или его изображение прикрепляют к жатвенной короне и носят на шесте.
В Германии, Венгрии, Польше и Пикардии жнецы кладут петуха на ту часть поля, которую предстоит убрать в последнюю очередь. Они гоняют его по полю или зарывают по шею в землю. После этого ему серпом или косой отсекают голову.
Когда в Вестфалии косари приносят землевладельцу деревянного петуха, он вручает им живого, которого те до смерти забивают кнутами (или палками) или обезглавливают старой саблей, а затем бросают работающим в амбаре девушкам или отдают хозяйке, чтобы та его сварила.
Близ Удвархей (в Трансильвании) живого петуха завязывают в последний сноп и убивают ударом вертела. Его ощипывают, причем мясо выбрасывают, а до следующего года сохраняют лишь кости да перья. Весной к семенам, извлеченным из последнего снопа, примешивают петушиные перья и разбрасывают эту смесь по полю перед вспашкой.
Конечно же, петух, будучи связанным с плодородием, стал одним из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа).
Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата.
Символизируя сексуальность, петух, а впоследствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение.
Еще во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную курицу, часть которой он отдавал своей супруге.
Иногда еще при отправлении невесты с приданым к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу.
Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Кроме того, иногда было принято дарить молодым на свадьбу пару живых кур.
В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти переселяются соответственно в петуха и курицу.
А для некоторых индейских племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека — смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
Похожие дискуссии:
- ВПР перенесли на осень, а зачем?
- Дистанционное обучение это хорошо, но как же быть с отпусками преподавателей????????
- Как найти сведения о военнослужащих в годы войны
- Марина Юрьевна, с днём рождения поздравляем!
- Народные приметы весной
- Расскажите детям о коронавирусе
- С Днём рождения, Наталия Валерьевна!
- С днём рождения,Егор Игоревич!
- Со светлой Пасхой Христовой!
- Христос воскрес!