Урок на конкурс «70 лет Победы»
Урок на конкурс
«70 лет Победы»
Учителя МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1
имени Ю.А.Гагарина»
Швыдкиной Надежды Александровны
город Гагарин Смоленской области
2015
Тема: Очная ставка с памятью.
И памятью той,вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест будет невозвратной
Не станет для мира война
А.Т. Твардовский
Цели:
Прививать любовь к Родине,патриотизм;
Вспомнить события Великой Отечественной войны;
Познакомиться с поэзией о войне;
Узнать о неизвестных героях этой войны;
Прививать любовь к литературе,истории;
Познакомиться с прозой К.Воробьева.
Ход урока:
1.Слово учителя.
“Майскими короткими ночами,
Отгремев закончились бои.
Где же вы теперь,друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?”
70 лет отделяют нас от первого дня Победы,от “праздника со слезами на глазах”.Редеют ряды ветеранов,участников той страшной войны.Многие в мире сейчас пытаются “переписать” историю войны заново.Все чаще на Западе звучат голоса,что в этой войне победители американцы и англичане,а России отводят второстепенную роль.Многие русские дети не знают,когда началась эта война и когда закончилась.
-А знаете ли вы эти даты?Много горя,страданий принесла эта война в каждую семью.Жертвы второй Отечественной войны до сих пор не подсчитаны точно,по последним данным-это около 30 миллионов погибших.А в тылу?Кто их считал?А боль утрат?Кто мерил эту боль?
70 лет со дня Победы!Это не просто историческая дистанция,обозначающая годы без войны,это время испытания Памятью...Время не остановить,но его можно удержать в памяти,запечатлеть в сознании ныне живущих.Война еще не стала архивным,историческим фактом,интересным только для специалистов.И не станет до тех пор,пока будет жив хотя бы один ее свидетель.Сейчас мы имеем возможность услышать обнажающую правду о войне.”Некрасивая” и “неудобная”,именно она разрушает роман романтизированный образ войны,формирует чувство самосознания.В обществе происходит переоценка духовных ценностей,тем важнее для нас правда о той войне,ее память.Современная наука установила,что ранение на войне-это не просто физическая травма,оно записывается в генетический ход человека,передается по наследству.А значит-все мы ранены на той войне...
И это нас объединяет с далекой эпохой военного лихолетья.Потому что война- не только наше прошлое,она присутствует в нашей жизни сегодня,определяет наши поступки,помогает осознать национальное единство,обрести себя.
2.Самое тяжелое испытание на войне-это плен.Миллионы русских солдат оказались в плену,у них было самое суровое содержание,не было помощи Международного Красного Креста(Сталин не вступил в эту организацию).Мне довелось побывать в Германии,в Бухенвальде,лагере смерти.Всех туристов повели на фильм,снятый американцами сразу после освобождения.Траншея наполнена трупами и не закопана,трупы в печах крематория,горы обуви,волос,изделия из человеческой кожи.На все эти ужасы они привели посмотреть жителей города Веймара,немки,выходя из ворот,плакали.
-Посмотрите на личные карточки военнопленных из немецкого архива:
Мы видим двух молодых летчиков,оба 1923 года рождения,оба лейтенанты,оба попали в плен,оба бежали в один день 22.10.44. Пойманы и снова совершили побег,и были убиты при побеге.Это скупые данные лагерной учетной карточки.
Вглядитесь в их лица(Увеличенное изображение на электронной доске и копии на партах у каждого ученика).Что видите?Ваши впечатления?Рост,волосы,их цвет,отпечатки пальца-это все,что осталось от этих людей.Можно ли назвать их побеги подвигом?Современные писатели и режиссеры не могут найти героев для своих фильмов.Вот они,смотрите Неизвестные герои Великой Отечественной.Есть адреса родителей Колчкова Виктора Гавриловича,они в Москве,что знают они о своем сыне,что получили во время войны из сведений о нем?Вспоминаются строки из стихотворения Винокурова:
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Другой Семенов Виктор Николаевич из деревни Широково Днепропетровской области,где сейчас война.Живы ли его родственники?Где их могилы?Каково было их матерям?
Мария из повести В.Закруткина “Матерь человеческая” воплакивала умершего от ранения Вернера Брахта и похоронила его.А кто оплакал их?Она разглядывала фотографию его матери и горевала о том,что его мать не знает о гибели своего сына и не сможет его похоронить!
3.Профессор Степан Иванович Шешуков,преподаватель философии,попал во время войны в плен и написал записки бывшего военнопленного,которые называются “Люди,когда же вы вспомните о нас?!”.В этих воспоминаниях он упоминает о величестве жертв в трех лагерях:
“Зима 1941 года-самое страшное время,пережитое нами в немецком плену.Больше всех погибло именно в эту пору,в Брестском лагере из 38000 человек к весне осталось 8000.Когда весной 1942 нас перевезли в Замостье,мы узнали,что там из 120000 погибло 100000.А когда попали в Седлец,здесь погибло свыше 200000.И так было по всем немецким концлагерям в эту гибельную зимнюю пору”
В плен он попал в августе 1941 г. с тяжелой раной,она гнила,появились черви.Врач из военнопленных сказал,что в этом его спасение и спас его от ампутации.Никто после ампутирования не выжил,около его нар второго яруса было окно,куда складывали мертвых в штабеля.Он пишет: «Целый день лежишь и смотришь,как увеличивается стена мертвецов.А иногда вдруг с ужасом наблюдаешь,как среди трупов лежит и дышит человек,разевает рот».
Показать фотографию «поленницы» из книги С.И.Журавлева «Память пылающих лет»М:Просвещение,1985 г.
Автор приводит пример побега 8 командиров из лагеря и с горечью говорит о том,что у многих сложилось о военнопленных дурное мнение,их оскорбляют подозрением,что они сами сдались врагу.Да,были и такие,но большинство не по своей воле.Испокон веков Русь оплакивала погибших в плену и радовалась,ликовала,когда они возвращались из плена,картина такого ликования венчает венчает «Слово о полку Игореве».Освободили его наши солдаты в 1945.
4.А теперь обратимся к книге немецкого военнопленного,побывавшего в русском плену.Это Детлеф Крамер,книга называется «Истории одного плена»(общество «Мемориал»,издательство «Звенья»,М:2003г).В книге есть посвящение: «В память о тех,чьих имен я так и не узнал и кого мне не удалось разыскать,кто помог выжить и не дал утратить надежду».
Детлеф призван на фронт в апреле 1945,в возрасте 19 лет.Вернуться домой ему удалось только в 1948г-после 42 месяцев лагерей.Вэтой книге 14 рассказов о советском плене.Таким образом он нашел для себя возможность поблагодарить всех,кто помогал ему,вспомнить в них.Он уверен,что это очень много вспомнить.За долгие десятилетия покаяния Германия научилась помнить,она воспитала в своих гражданах «культуру памяти».
В рассказе «Листья каучукового дерева» он воспоминает о бабушке,которая сорвала алоэ,наложила листья на рану,перебинтовала,дала ткани на перевязку и коровью печень.Почему нашим не встретились такие бабушки?В рассказе «Шипы и розы» Детлеф пишет о враче,которая лечила его в госпитале,которая выписала ему дополнительное питание,когда все голодали.Однажды она сказала ему: «Мой отец был заколот в окопном бою немецким солдатом,а я вот здесь...И пытаюсь вылечить вас».А далее он пишет: «я вспомнил полные ужаса рассказы моего отца:будучи заведующим отделом здравоокружения он ведал во время войны профилактикой эпидемий в лагерях при химических заводах Лейна.Он рассказывал об истребляющем голоде,о том,как жевали подошвы,куски мяса из мертвых тел.Сделал бы он тогда хоть что-нибудь,если бы смог предположить на какое бесприменое поведение окажутся способными врачи с другой стороны?Вверенные ему пленные тоже были сыновья.Я не смею судить.»
Заканчивая книгу,он пишет: «Отбушевавшая война оставила на развалинах зеркала или,по крайней мере,их осколки,в которых,если захотеть,можно,заглянув,увидеть себя и других.Она оставила вереницу огней,этот памятник-рассказ-памятник мертвым неизвестным, ненайденным.Хотелось бы,чтобы он помог осознать,что каждый человек всегда,при любых обстоятельствах свободен действовать на благо другого человека.Это урок войны!
5.Литература о Великой Отечественной войне обширна.Первой на эти события откликнулась поэзия.Многие стихи стали песнями: «Катюша», «Землянка» и другие.Стихи и проза о плене появились позднее,так как были запрещены.Вспомним писателей и поэтов,побывавших в плену: Муса Джалиль,татарский поэт,Федор Лакшин,Юлиус Фучик,Константин Воробьев, о поведении в плену рассказывает В.Быков в повести «Сотников» и Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».
6.Обратимся к поэзии Мусы Джалиля.Родился 15 февраля 1906 года.Во время войны был тяжело ранен,оглушен и попал в плен.Тяжело преживал плен,пишет об этом в стихотворении «Прости,Родина!».За подготовку восстания был брошен в Маобитскую тюрьму.И здесь продолжал писать.Его поединок с фашистами сродни подвигу Юлиуса Фучика.До последних дней он не растерял их юмора,их жизнелюбия.У него спросили: «Как дела,Муса?».Он ответил: «Во всяком случае лучше,чем у Гитлера».Созданные им стихи чудом уцелели,и в них его сила,мужество,воля!Он был казнен в 1944г. В стихотворении «Палачу» в 1943г. он писал:
Не преклоню колен,палач,перед тобою,
Хотя я узник твой,я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час-умру.
Но знай:умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне,злодей.
Увы,не тысячу,а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей,
За это,возвратясь,я попрошу прощенья,
Колена преклонив,у родины моей.
Наиболее значимым является стихотворение «Варварство» 1943г.
Стихотворение читает ученик.
Вопросы:
1)Ваши впечатления?Что поразило?
2)Как рисует Джалиль образ врага?
3)Какова роль пейзажа?
4)Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
5)Какую музыку подобрали бы к этому стихотворению?
6)Что запомнится навсегда?
7)Какой вывод вы сделали?
7.Бухенвальд-один из крупнейших нацистских концлагерей для мужчин.Был создан в 1937 году в окрестностях Веймара(в Тюрингии,Германия)
За 8 лет существования лагеря около 239 тысяч человек были его узниками.Сначала это были немецкие антифашисты;позднее,в годы второй мировой войны,представители многих других национальностей.Нечеловеческие условия существования,голод,непосильный труд,побои привели к массовой смертности.Около 10 тысяч заключенных было казнено,в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных.Всего в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18-ти национальностей.Много заключенных погибло уже в период строительства лагеря,которое велось без использования механизмов.Большинство каторжников работали в каменоломнях.
В Бухенвальде на узниках ставили медицинские эксперименты: в основном занимались разработкой противотифозной вакцины,но также проводились опыты по заражению желтой лихорадкой,оспой,паротитом,дифтеритом,эксперименты с отравляющими веществами.
Со времени основания лагеря в нем стала формироваться подпольная организация антифашистов.В 1943 годы был создан интернациональный лагерный комитет во главе с немецким коммунистом Вальтером Бартелем.11 апреля 1945 года узники Бухенвальда во главе с интернациональным политическим центром подняли восстание,в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими.Когда 13 апреля 1945 года в Бухенвальд вошли русские и американские войска,организация уже контролировала лагерь.
8.Проза тех,кто пережил плен,немногочисленна.Среди авторов прошедших войну,плен,выживших и написавших об этом нам находится Константин Воробьев.
Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе нижний Реутец Медвенского района,Курской области.Детство трудное: становление советской власти,коллективизация.После семилетки уехал в Москву,учился в вечерней школе,служил в армии,в армейской газете напечатал первые рассказы.В начале войны направляется в Кремлевское военное училище курсантом.Окончив его в звании лейтенанта,участвовал в боях под Москвой.Рота курсантов,где он был,посланная на смерть,была уничтожена,а писатель попал в плен.Об этом он рассказал в книгах «Убиты под Москвой», «Это мы,Господи!».Он пережил ужас концлагерей,бежал.После побега принимал участие в освобождении Литвы.Там встретил жену и остался жить,но всю жизнь тосковал о родине,вернуться куда не мог по причине плена.Умер 2 марта 1975 года.
Какова участь пленного,бежавшего из немецкого лагеря?Об этом рассказывает Варлам Шаламов в рассказе «Последний бой майора Пугачева»
Пугачев попал в немецкий лагерь,откуда бежал в 1944 году,пробрался к линии фронта и вот встреча-допрос в особом отделе.Обвинение в шпионаже;приговор-двадцать пять лет тюрьмы, и вот он на Колыме.И дальше Шаламов пишет: «У ног его лежит летчик капитан Хрусталев,судьба которого сходна с пугачевской».Подбитый немцами самолет,плен,голод,побег-трибунал и лагерь...Крепко спят,прижавшись друг к другу,Левицкий и Игнатович-оба летчики,товарищи капитана Хрусталева»
И снова летчики!Такова цена побега на Родину!Сколько их сгинуло на Колыме!
9.Повесть К.Воробьева «Это мы,Господи!» написана в 1943 году,но пролежала в архиве 40 лет,в 1983 была намечатана.Поразительно,как эту вещь мог написать двадцатитрехлетний юноша!Он выстроил ее как монолог.Произведение автобиографично.Наверное,поэтому страшно и правдиво.Страшно читать о лагерях военнопленных,о жестоком обращении фашистов с заключенными,об обезумевших,потерявших достоинство людях,о попытках побегов и пытках.В повести раскрывается судьба одного человека,одного из миллионов,попавших в немецкий плен.Он один из немногих смог выжить,духовно выстоять в этом плену,не потеряв надежды на освобождение.В лагере заключенных ожидала мучительная смерть от голода.
Повесть Воробьева-предупреждение людям о том,что война-это не просто страшно,война-смерть не только физическая,но и духовная.В его книге мертвые встали и заговорили во всеуслышание...
Память-поддержка и опора героев.
Особенности повести:
-В повести нет сюжета,интриги,закатов,восходов,лирических отступлений.Она написана предельно жестко.Наверх просится одна боль и желание выжить.С войны сорвана романтическая пелена,и мы видим ее без приукрашивания.Это и есть правда о войне-подвиг честной памяти.Это повесть страданий,это показания честного человека.
-Каковы пейзажи в повести?
«Низко плывут над Ржевом снежные тучи-уроды. Обалдело пялятся в небо трубы сожженных домов. Ветер выводит-вытягивает в эти трубы песню смерти. Куролесит поземка по щебню развалин города, вылизывает пятна крови на потрескавшихся от пламени тротуарах. Черные стаи ожиревшего воронья со свистом в крыльях и зловещим карканьем плавают над лагерем. Глотают мутные сумерки зимнего дня залагерную даль. Не видно просвета ни днем ни ночью. Тихо. Темно. Жутко.»
Взбесились, взъярились чудовищные призраки смерти. Бродят они по лагерю, десятками выхватывая свои жертвы. Не прячутся, не крадутся призраки. Видят их все - костистых, синих, страшных. Манят они желтой коркой поджаристого хлеба, дымящимся горшком сваренной в мундирах картошки. И нет сил оторвать горящие голодные глаза от этого воображаемого сокровища. И нет мочи затихнуть, забыть... Зацепился за пересохший язык тифозника мягкий гортанный звук. В каскаде мыслей расплавленного мозга не потеряется он ни на секунду, ни на миг
-Ххле-епп, ххле-еп... хле-е...
-Каковы выши впечатления от этого пейзажа?
-Каковы краски,звуки здесь?
-Назовите средства выразительности,с помощью которых рисуется пейзаж .
-Эпизод со старушкой;эпизод со снегом в лагере Ржева.Лагерь «Долина смерти».
Вывод:Скупо и жестоко рисует писатель безысходность положения человека,который может умереть от голода или его могут убить.Его и таки убивают голодом, холодом, унижением,страхом,но они не берут верх над ним.Герой не теряет свой облик.
10.Образ главного героя Сергея Кострова.
-Что вы заметили в его портрете?
-Каковы черты характера героя?
-Какие нравственные проблемы подняты в повести?
(Жизньи смерть,родина и чужбина,свобода и рабство,гуманизм и жестокость,порядочность и подлость).
Но во всех этих полюсах чувствуется вера писателя в человека,не потерявшего себя в трагических обстоятельствах,который хочет выжить и остаться человеком.
Об ужасах плена он рассказывает в повести «Крик»,в повести «И всему роду твоему», «Почем в Ракитном радости»,в рассказах «Уха без соли», «Немец в валенках», « Седой тополь».
11.Вывод.
Сегодня на уроке мы лишь приоткрыли страницу нашей истории под названием «Плен».Сколько неизвестного в нем еще таится.Сколько вам предстоит узнать,но я думаю,что все,что вы услышали на уроке,поможет вам в жизни,научит ценить жизнь,любить литературу и уважать помять тех,кто прошел через эти жестокие испытания.
Р.Рождественский писал: «Это нужно не мертвым-это надо живым.»
Д.з. Мои впечатления от урока Памяти.