12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана14


«Адаптация первоклассников в условиях ФГОС».



Павлова Светлана Александровна

МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы»

РМЭ, г. Йошкар-Ола


           Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления  первоклассников к обучению.

Для успешной адаптации выделяют следующие условия:

    -организация режима школьной жизни первоклассников;

    -организация оздоровительно-профилактической работы;

   -организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

   -организация внеурочной деятельности  первоклассников;

   -изучение социально-психологической адаптации детей к школе;

         Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, памятки), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.

      Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в декабре – апреле  месяце. Она предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

         Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

        Тесное сотрудничество школы с родителями даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи, что положительно сказывается на адаптации ребёнка к школьной жизни. Родители моего класса являются частыми гостями в школе. Они участники линеек, праздников, конкурсов, помощники в проектной деятельности своих детей.

     Анкетирование родителей показало, что лишь 2 ребёнка ходят в школу без большого желания. Остальные дети посещают школу с радостью и удовольствием. Анкетирование учащихся выявило, что более 80% первоклассников погружены в учебную деятельность, увлечены процессом приобретения новых знаний. Все дети настроены на процесс учения положительно.

    Одним из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей школе является выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в  социально-психологической адаптации. Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.       

Из 20 детей (октябрь) 12 учеников показали положительный результат адаптации (высокий уровень), 6 человек (средний уровень), 2 ученика н/среднего.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сенситивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.

        Предлагаемые способы оценивания позволяют:

 ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое

незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.

 учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно

увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

Наблюдения показывают, что на втором месяце обучения практически все дети способны адекватно оценивать свои работы. Дети также видят свои слабые и сильные стороны. Начинают комментировать свою оценку. Стараются улучшить результат. Могут оценить работу своего товарища. Учатся работать в паре, группе.

 родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.

       Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления  первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.