АДООП на тему «Студия ручного творчества "MIX"» (4 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Отдел образования Администрации Моркинского района
МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО педагогическим советом МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» ________ С.А. Иванов «30» августа 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СТУДИЯ РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА «MIX»
ID программы: 2366
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Категория и возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок освоения программы: 1 год.
Объем часов: 36 ч.
Разработчик программы: Сайфутдинова Альбина Кабировна, учитель начальных классов МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
п.Октябрьский
2023 год
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.............………......3
1.1. Пояснительная записка.......................................…………………............. 3
1.2. Цель и задачи программы.............................................………………....... 4
1.3. Содержание программы...................................................……………….... 4
1.4. Планируемые результаты................................…………………................. 6
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.....………... 5
2.1. Учебный план ...…………….....................................................……….......6
2.2. Календарный учебный график.................................………………............9
2.3. Условия реализации программ.......................................…………………. 10
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации…....10
2.5. Оценочные материалы...................................................………………….. 10
2.6. Методические материалы...............................................………………......10
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Общая характеристика программы/пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Актуальность программы состоит в том, что в творческой деятельности у детей формируются знания, умения и навыки, играющие
важнейшую роль на протяжении всей жизни человека; развивающиеся
способности, психологическая готовность к труду, ответственное и
осознанное отношение к выбору профессии.
Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Работа руками способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое внимание оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Отличительной особенностью программы является ее содержание, которое может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития умений и навыков, как групп, так и отдельно взятых учащихся. Так же отличительные особенности данной программы заключаются в том, что занятия по изготовлению поделок расширяют представления детей. Прежде чем приступить к работе они наблюдают, рассматривают, знакомятся с произведениями художественной литературы, совершают экскурсии и целевые прогулки. При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа становится эффективным средством гармоничного развития детей.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 7до 12 лет.
Срок освоения программы: 1 год
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый
Особенности организации образовательного процесса
Формы проведения занятий аудиторные. Основная организационная форма обучения – групповая.
Режим занятий
Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1 час в неделю по четвергам. Продолжительность 35 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Обучение детей созданию композиции, используя разные виды техники.
Формирование творческих способностей.
Привитие эстетического чувства, трудолюбие, умение любоваться своими работами.
Задачи:
Познакомить детей с разными видами природного материала, технологией изготовления, различными способами оформления поделок.
Прививать детям различные навыки – разрабатывать координацию, укреплять мелкую моторику пальцев рук.
Развивать эстетическое восприятие мира, чувство гармонии, цвета и формы.
Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат.
Воспитывать желание сделать приятное друг другу, близким и даже незнакомым людям.
Поощрять фантазию и изобразительность.
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
1.3 Объем программы -
Данная программа рассчитана 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
1.4. Содержание программы
Раздел 1. Работа с природным материалом (3 ч.)
Тема 1. Вводное занятие. Что относится к природному материалу? Творчество из осенних листьев. (2ч.)
Теория: Вводное занятие. Что относится к природному материалу?
Практика: Творчество из осенних листьев.
Тема 2. Поделки из скорлупок грецкого ореха.(1ч.)
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (11 ч.)
Тема 1. Откуда появилась бумага? Открытка ко дню учителя «Карандаши» (2ч.)
Теория: Откуда появилась бумага? Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление открытки ко дню учителя «Карандаши»
Тема 2. Объемная снежинка из бумаги. (1ч.)
Практика: Изготовление объемной снежинки из бумаги.
Тема 3. Реактивный самолет. (1ч.)
Практика: Изготовление бумажного самолетика
Тема 4.Бабочки для декора и интерьера. (1ч.)
Практика: Изготовление бабочек в технике «оригами».
Тема 5. Поздравительный конверт с сердечками. (1ч.)
Практика: Изготовление поздравительного конверта с сердечками.
Тема 6. Открытка к 8 марта (1ч.)
Практика: Изготовление открытки к 8 марта
Тема 7. Объемная аппликация с котенком. (1ч.)
Практика: Изготовление объемной аппликации с котенком.
Тема 8. Весенняя аппликация «Олененок» (1ч.)
Практика: Изготовление аппликации «Олененок»
Тема 9. Весенняя аппликация из сердечек (1ч.)
Практика: Изготовление весенней аппликации из сердечек
Тема 10. Радужный зонтик (1ч.)
Практика: Изготовление аппликации «Радужный зонтик»
Раздел 3. Работа с использованием бросового материала (7 часов)
Тема 1. Аппликация «Огородное пугало» (2ч.)
Теория: Что можно отнести к бросовому материалу? Вторичное использование упаковки в творчестве.
Практика: Аппликация «Огородное пугало»
Тема 2. «Черепашка» Поделка из яичной упаковки. (1ч.)
Практика: Изготовление поделки из яичной упаковки «Черепашка»
Тема 3. Зайчик. Динамичная игрушка из бросового материала. (1ч.)
Практика: Изготовление динамичной игрушки «Зайчик»
Тема 4. Пчелиный улей из упаковки от шоколадных яиц. (1ч.)
Практика: Изготовление улья из упаковки от шоколадных яиц.
Тема 5. Игольница из баночек. (1ч.)
Практика: Изготовление игольниц из баночек.
Тема 6. Аппликация «Скворечник из палочек от мороженого» (1ч.)
Практика: Изготовление аппликации «Скворечник из палочек от мороженого»
Раздел 4. Работа с использованием пряжи и ткани (6 ч.)
Тема 1. «Собачка» из ниток. (3ч.)
Теория: Виды ниток и тканей.
Практика: Изделие «Собачка»
Тема 2. Кукла неваляшка из ткани.(1ч.)
Практика: Изготовление куклы неваляшки из ткани.
Тема 3. Аппликация из цветной пряжи.(1ч.)
Практика: Аппликация из цветной пряжи.
Тема 4. Картина в технике стринг-арт «Букет»(1ч.)
Практика: Картина «Букет»
Раздел 5. Работа с пластилином (3ч.)
Тема 1. Лепим осеннего ежонка (2ч.)
Теория: Виды пластичных материалов. Искусство пластилинографии.
Практика: Лепим осеннего ежонка
Тема 2. Панно с ромашками. (1ч.)
Практика: Панно с ромашками.
Раздел 6. Рисование (5 часа)
Тема 1. Рисование на основе круга (2ч.)
Теория: Что относится к нетрадиционному рисованию.
Практика: Рисование на основе круга
Тема 2. Рисование крошкой восковых мелков (1ч.)
Практика: Рисование крошкой восковых мелков
Тема 3. Рисование трубочкой «Букет хризантем» (1ч.)
Практика: Рисование трубочкой «Букет хризантем»
Тема 4. «Рисуем маки» Нетрадиционное рисование (1ч.)
Практика: «Рисуем маки»
Раздел 7. Оформление работ к выставке. Заключение (1 ч.)
Практика: Оформление работ к выставке
1.5. Планируемые результаты
К окончанию учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:
- владеть понятиями о названии плодов, ягод, семян, деревьев;
- уметь создавать поделки из природного материала, работать с бумагой, изготавливать игрушки.
- узнают, почему необходимо экономно использовать бумагу;
- уметь засушивать листья, формировать их по цвету и форме.
- освоят техники нетрадиционного рисования, научатся делать поделки из бросового материала.
- научатся работать индивидуально и коллективно.
Сформированы личностные качества:
− взаимная требовательность,
− заинтересованность в совместной деятельности;
− уважительно относиться к работам остальных ребят.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/текущего контроля |
|||
Всего |
В том числе |
|
||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
||||
1. |
Работа с природным материалом |
3 |
1 |
2 |
|
|
1.1 |
Вводное занятие. Что относится к природному материалу?Творчество из осенних листьев. |
1 |
1 |
1 |
Выполнение практического задания |
|
1.2 |
Поделки из скорлупок грецкого ореха. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2 |
Работа с бумагой и картоном |
11 |
1 |
10 |
|
|
2.1 |
Откуда появилась бумага? Открытка ко дню учителя «Карандаши» |
1 |
1 |
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.2 |
Как рождаются снежинки. Объемная снежинка из бумаги. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.3 |
Реактивный самолет. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.4 |
Бабочки для декора и интерьера. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.5 |
Поздравительный конверт с сердечками. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.6 |
Открытка к 8 марта |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.7 |
Объемная аппликация с котенком |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.8 |
Весенняя аппликация «Олененок» |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.9 |
Весенняя аппликация из сердечек |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
2.10 |
Радужный зонтик |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
3 |
Работа с использованием бросового материала |
7 |
1 |
6 |
|
|
3.1 |
Аппликация «Огородное пугало» |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практического задания |
|
3.2 |
«Черепашка» Поделка из яичной упаковки |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
3.3 |
Зайчик. Динамичная игрушка из бросового материала |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
3.4 |
Пчелиный улей из упаковки от шоколадных яиц. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
3.5 |
Игольница из баночек |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
3.6 |
Аппликация «Скворечник из палочек от мороженого» |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
4 |
Работа с использованием пряжи и ткани |
6 |
1 |
5 |
|
|
4.1 |
«Собачка» из ниток |
3 |
1 |
2 |
Выполнение практического задания |
|
4.2 |
Изготовление куклы неваляшки из ткани |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
4.3 |
Аппликация из цветной пряжи |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
4.4 |
Картина в технике стринг-арт «Букет» |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
5 |
Работа с пластилином |
3 |
1 |
2 |
|
|
5.1 |
Лепим осеннего ежонка |
1 |
1 |
1 |
Выполнение практического задания |
|
5.2 |
Панно с ромашками. |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
6 |
Рисование |
5 |
1 |
4 |
|
|
6.1 |
Рисование на основе круга |
2 |
1 |
1 |
Выполнение практического задания |
|
6.2 |
Рисование крошкой восковых мелков |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
6.3 |
Рисование трубочкой «Букет хризантем» |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
6.4 |
«Рисуем маки» Нетрадиционное рисование |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
7 |
Оформление работ к выставке. Заключение |
1 |
|
1 |
|
|
1.1 |
Оформление работ к выставке |
1 |
|
1 |
Выполнение практического задания |
|
|
Итого объем программы |
36 |
6 |
30 |
|
2.2. Календарный учебный график.
№ п.п |
Дата начала реализации |
Дата окончания реализации |
Режим занятий |
Количество часов |
Год обучения |
1 |
01.10.2022 |
30.04.2023 |
1 раз в неделю |
36 |
1 год |
2.3. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
Специфическое сопровождение (оборудование):
- бумага, картон, ножницы, клей, пластилин, карандаши, фломастеры, ластики, бросовый материал, природный материал, краски, кисточки, баночки-непроливайки, нитки, иголки, ткань
-Наличие карточек с играми и заданиями;
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
-Демонстрационный экран;
-Магнитная доска;
Кадровое обеспечение:
Ф.И.О. педагога, реализующего программу |
Должность, место работы |
Образование |
Сайфутдинова Альбина Кабировна |
Учитель начальных классов, МОУ «Октябрьский средняя общеобразовательная школа» |
Высшее, психолог, преподаватель психологии |
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Формой текущего контроля является самостоятельная практическая
работа, которая выполняется малыми группами. В основном используются
опрос, выставка, практические занятия и т. д. Промежуточная аттестация проводится в форме педагогического наблюдения, участия в конкурсах внутри и вне учреждения.
В качестве итогового занятия проводится итоговая выставка кружковцев.
2.5. Оценочные материалы (диагностики)
Оценка результативности освоения программы проводится в конце обучения в форме выставки творческих работ, демонстрирующих сформированность уровня художественно – эстетического развития детей. В качестве оценочных материалов используются результаты наблюдений за активностью участия в выставках.
2.6. Методические материалы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
− объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
− репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности.
Формы занятий:
-индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать
выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по
принципу «не подражай, а твори»).